Рустам Журсунов: «Уже сейчас мы должны думать о тотальной перезагрузке экономики»
Бизнес и финансы
6 апреля 2020, 13:01
|
|
Государству и бизнесу предстоит заключить новый общественный договор.
Первый пакет мер поддержки президент Касым-Жомарт Токаев озвучил 23 марта, через неделю после введения ЧП. Глава государства поручил, в частности, приостановить выплату сумм основного долга и вознаграждения по кредитам МСБ, отсрочить на три месяца уплату налогов и приостановить с 20 марта,так же на три месяца, начисление арендных платежей по недвижимости, которую бизнес арендует у госорганов и субъектов квазигоссектора.
В числе тех, кто предлагал меру по аренде, был уполномоченный по защите прав предпринимателей РК Рустам Журсунов. В интервью inbusiness.kz он объяснил, почему государство приняло именно те меры, которые уже были озвучены, ждать ли новых решений, и что будет с МСБ после того, как пандемия коронавируса пойдет на спад и вместе с этим начнет возвращаться «обычная жизнь».
– Государство предложило большой пакет мер поддержки бизнеса в условиях чрезвычайного положения и карантина. Позже президент анонсировал новый пакет и затем озвучил еще несколько мер. В чем несовершенство первоначального пакета?
– Начнем с общей ситуации. Почему то, что происходит сейчас во всем мире, называют идеальным штормом? Потому что сошлось как минимум два очень серьезных фактора пандемия коронавируса и резкое обрушение цен на наши основные экспортные энергоносители (нефть марки Brent подешевела до $25 за баррель). И масштаб всего этого до конца еще никто не понимает.
Что государства делают с самого начала в таких ситуациях? Принимают оперативные меры, что и было сделано нашим правительством.
Основные вызовы для бизнеса, которые возникли за последние три недели после введения режима чрезвычайного положения, разрушение торгово-логистических цепочек и резкоепадение спроса. В результате предприниматели начали испытывать трудности с денежными потоками и сокращением персонала, а эти два момента приоритетны для предприятий в любой сфере.
И государство оперативно отреагировало. Оно сказало: мы даем отсрочку по всем налогам, каникулы по кредитам и также в том, что зависит от государства, каникулы по оплате аренды. Это нужно было для того, чтобы не изымать денежную наличность у бизнеса, и чтобы она пошла на выплату заработных плат, и люди получали зарплаты в условиях ограничений.
– Не весь бизнес хочет пользоваться этими мерами. Например, производитель мебели говорит, нужна компенсация, а не отсрочка, и арендную плату ему выгоднее заплатить сразу, чем потом. Что Вы об этом думаете?
– Здесь нужно смотреть, как государство может стимулировать. Первое освобождением от налогов, чтобы оттока наличности на этот период не было.
Второе я лично обращался в правительство, оно поддержало инициативу, и это прозвучало из уст главы государства освобождением от арендной платы по тем активам, которые принадлежат государству или квазигоссектору. В отношении коммерческой недвижимости это уже бизнес. Надо договариваться.
Понятно, что отсрочка когда-нибудь закончится, и нужно будет платить. Это беспокоит бизнес,и из-за этого идут массовые обращения в адрес президента страны.
Но истина всегда посередине. Механически освободить всех от налогов как минимум не правильно. Освободим всех сейчас, а завтра случится что-то еще. Но бюджет же не безграничный. По разным оценкам, освобождение субъектов МСБ в месяц будет обходиться минимум в 350 млрд тенге. Это большие деньги. А на что мы будем содержать армию, медиков? Нужно проводить соответствующие расчеты, это достаточно тонкие вещи.
Пандемия не продлится до 15 апреля (режим ЧП установлен в Казахстане на период с 16 марта по 15 апреля. Ред.), к июню ситуация раза три-четыре поменяется, и никто не скажет как.
Отсрочку дали для того, чтобы сбить первую волну, и чтобы люди понимали, что государство будет просчитывать дальнейшие меры. По моему мнению, этологично и правильно. Но в то же время бизнес ждет месседж от государства о том, что будут еще какие-то меры, помимо отсрочки. Давайте дождемся лета, и тогда будет понятно, в какой экономической ситуации мы оказались.
– Вопрос аренды для многих остается актуальным, 60% предпринимателей обращаются именно с этим вопросом. Это же логично, что если на период ЧП и карантина арендаторы не пользуются арендуемыми площадями, то они и не должны за это платить. Как думаете?
– На прошлой неделе к нам поступило более 9 тыс. обращений, из них 86% это малый бизнес, 12% средний, 2% крупный. Основной вопрос со стороны малого бизнеса аренда, действительно 60% обращений с этим связаны. Здесь надо понимать: возникли обстоятельства непреодолимой силы. Те ограничения и запреты, которые ввело государство, по сути, можно отнести к форс-мажору. Но в то же время есть детали, нюансы, которые нужно проговаривать с юристами. На моей странице есть детальные юридические заключения.
Нужно в любом случае входить в контакт со своими контрагентами, делать уведомления, договариваться. Споры, конечно, будут рассматривать суды. Форс-мажор это всего лишь освобождение от имущественной ответственности, это пени, штрафы и т.д. Но никак не освобождение от исполнения обязательств.
Есть другие статьи Гражданского кодекса 361, 374, которые говорят, что в случае если обстоятельства не зависят ни от одной стороны, то стороны могут изменить исполнение. Но это в любом случае переговорные процессы. Нужно доказать, что именно эти обстоятельства были ограничительными и не позволили исполнить обязательства. И второе обязательно, и я акцентирую на этом внимание должна быть причинно-следственная связь.
Вот пример по аренде. Звонила предпринимательница из Павлодара, у нее образовательные курсы. Она пытается обговорить вопрос с арендодателем, но он говорит: у меня тоже бизнес, что делать, меня от налогов не освобождают.
Сейчас мы прорабатываем вопрос аренды, планируем добавить в очередной пакет мер поддержки эти инициативы.
– То есть можно будет ожидать большого количества судебных разбирательств из-за аренды?
– Да, и мы с большой боязнью ожидаем этого. К нам уже поступило примерно 1000 обращений от бизнеса, связанных именно с вопросами форс-мажора. Думаю, будут десятки тысяч исков. Но мы с Верховным судом уже подготовительную работу в этом направлении ведем.
– Бизнес говорит: нужны более детальные меры для каждой сферы, сейчас они представлены общим пакетом.
– Сейчас правительство вырабатывает секторальные меры поддержки, исходя из тех вызовов, которые стоят перед каждой отраслью. В АПК, например, это успешное проведениевесенне-полевых работ, необходимость пополнения оборотных средств на закупку семян и удобрений. Еще вопрос –что делать со старыми кредитами. Это очень большой вызов для аграриев.
У рестораторов другое. Ко мне обратилась группа рестораторов, почти четыре десятка компаний из сферы общественного питания, они предоставляют более 21 тыс. рабочих мест. Сокращение рабочих мест вот вызов для них, это то, за что они переживают в первую очередь.Им необходима денежная ликвидность, чтобы остаться на плаву. И они сейчас сильно рассчитывают на поддержку государства по озвученным инициативам. В первую очередь, по«Дорожной карте бизнеса– 2025», где будут предоставляться средства под 6%. И по линии Нацбанка по программе льготного кредитования субъектов МСБ под 8%, на что выделено 600 млрд тенге.
– Но бизнес говорит: ставка все равно высокая. Нужно ли ее снижать?
– По идее нужно, чтобы бизнес не закрылся. Но готовы ли к этому правительство и Нацбанк большой вопрос.
– И банки тоже?
– И банки, наверно, тоже. Потому что сразу встанет вопрос залогов. Итак у всех уже все перезаложено, и я боюсь, что эти деньги просто пойдут на рефинансирование имеющихся кредитов. До новых кредитов, может быть, и не дойдет.
– О чем еще говорят рестораторы, какая поддержка им нужна?
– У них три проблемы сейчас. Первая оборотные средства. Вторая большая ставка НДС. У них 40-50% в себестоимости составляет фонд оплаты труда, там нет зачетного НДС, и они поднимают вопрос, чтобы предприятиям общепита снизили ставку этого налога.
Этот вопрос мы с правительством уже проговариваем. Он подразумевает структурные изменения, и это реформы не первого, не второго, а уже третьего этапа. Мы уже сейчас просчитываем третий этап чтонужносделать, чтобы перезагрузить нашу экономику, когда мы будем выходить из кризиса. Структурные изменения должны быть связаны с денежно-кредитной, фискальной политикой.
Третий вопрос, которыйволнует не только рестораторов, но и весь малый и средний бизнес в целом, нагрузка на фонд оплаты труда. С учетом отчислений в пенсионный фонд, фонд медицинского страхования, социальных отчислений, ИПН, она составляет 32%.
Первое, что мы говорим: пять платежей это очень сложно,надо объединить в один. И правительство нас слышит.Второе, по нашему мнению, нужно сократить нагрузку на ФОТ до 20-25%. Но тогда это должен быть некий новый общественный договор. Если правительство и государство пойдут на это, то бизнес должен,в свою очередь, «обелить» весь свой персонал, платить все заработные платы «в белую».
– Возможно, эта ситуация как раз и приведет к тому, что бизнес будет вынужден выходить из тени.
– Поэтому мы и говорим о третьем пакете мер тотальной перезагрузке. Это должен быть новый договор между государством и бизнесом. Когда бизнес говорит: я не ухожу в тень, плачу налоги. Правительство говорит: мы вас поддержим, но давайте играть в открытую. И это тот разговор, который после ограничений нужно будет вести.
– Представители каких отраслей к Вам сейчас обращаются?
– Зерновики, мукомолы, транспортники. Они сталкиваются с теми проблемами, о которых мы говорили.
– После введения чрезвычайного положения в стране минсельхоз хотел ввести запрет на экспорт пшеничной или пшенично-ржаной муки, сохранив при этом открытым экспорт зерна пшеницы. Зернопереработчики говорят: это убьет отрасль, нарушит имидж Казахстана у покупателей такой продукции, мука на внутреннем рынке подорожает. Сейчас министерство скорректировало решение: вместо запрета будет ограничение, и не только на муку, но и на зерно. Вопрос: полныйзапрет жесткое решение для бизнеса, но именно эту меру хотели применить изначально.
– Это была первая волна мер. Здесь вопрос в продовольственной безопасности. Если карантин продлится еще месяц-два, что мы будем кушать? Ограничительные меры вводятся по социально значимым товарам, всего 18-19 позиций, и по ним, конечно, нужен контроль. Сейчас министерство предлагает ввести квоты по экспорту. Это более гибкий инструмент, который позволит контролировать движение товарных потоков.
Но вопрос кто и как будет квотировать, кто будет принимать решение, какие правила игры. Это беспокоит бизнес. Надо подбивать товарный баланс по каждой позиции, чтобы остатков хватило на внутренний рынок. А избытки зачем держать? Их надо продавать, потому что это экспортная выручка. Завтра зерновикам надо на что-то сеяться, денег нет, эти процессы взаимосвязаны. Мы будем держать этот вопрос на контроле.
– Можно предположить, что сегодня в таких сферах, как доставка, такси, клининг, есть подъем. Сохранится ли он в будущем?
– Понятно, всплеск есть, но я не думаю, что он будет долгосрочным. В отношении доставки: ограничили передвижение людей внутри городов, но сейчас перед многими магазинами стоит вопрос выживания. Раз офлайн-продажи закрыли, так дали бы им возможность хотя бы в режиме онлайн работать. Чтобы право передвигаться имели не только курьеры, которые доставляют продукты питания, но и курьеры из непродуктовых магазинов. Понятно, с соблюдением всех требований безопасности.
Курьеры из ресторанов могут перемещаться по городу в условиях ограничений. Но рестораны тоже закрываются, поэтому этот сегмент тоже будет падать.Нужны взвешенные меры. Например, как у«Яндекса» в Москве. Там у каждого курьера есть приложение сразрешением, штрих-код. Полицейский смотрит и пропускает. У нас тоже нужно допустить курьеров, расширить ассортимент товаров, которые они могут доставлять. Этот диалог с правительством сейчас мы тоже начинаем.
–Почему возникла неоднозначная ситуация с реализацией масок и антисептиков?
– Маски не являются медицинскими изделиями. Соответственно, для их реализации отдельные разрешительные процедуры не предусмотрены. Недобросовестные бизнесмены на ажиотаже начали открыто спекулировать,были факты, когда по 5-6 млн масок вывозили из регионов в сторону России и Китая. Понятно, государство этого не допустит, и со спекуляциями нужно бороться. Граждан привлекли по статье 461 КоАП за осуществление предпринимательской деятельности без разрешения. Дела сейчас находятся в судах. Я дал команду своему аппарату принять активное участие, будем работать, дело на контроле.
Что касается антисептиков, там вопрос в том, что не все антисептики относятся к медицинским изделиям, есть четыре категории этой продукции. Мы направили часть предпринимателей, которые занимались реализацией, в Национальный центр сертификации лекарственныхсредствдля проведения экспертизы. По итогам будет понятно, если образцы отнесут к медицинским изделиям, то бизнес пострадает, если не отнесут к медицинским изделиям, то тогда действия проверяющих, по нашему мнению, можно считать неправомерными. Нов любом случае точку поставит суд.
– Какие меры из тех, которые сейчас применены, останутся после кризиса?
– Сейчас приняты мерыоперативного реагирования, будет второй пакет с мерами поддержки и затем третий, включающийструктурные изменения.
Во втором пакете, думаю, будет освобождение от налогов. Нужно будет растягивать каникулы по кредитам, чтобы, когда закончится ЧП и карантин, банки несказали бизнесу: а теперь возвращайте разом все за несколько месяцев. Нужен понятный график рассрочки по займам для бизнеса.
И, кроме того, надо стимулировать спрос, это будет самое главное для бизнеса в этот период. То есть у людей должны быть деньги, которые они будут тратить, чтобы бизнес зарабатывал.
– Возможно, это самый сложный момент. Людей отправляют в отпуска без содержания, многие остаются без регулярных достаточных доходов…
– Необходимо сделать так, чтобы деньги, которые есть в экономике, максимально сохранялись внутри страны. Это подразумевает поддержу отечественных товаропроизводителей, адресную помощь незащищенным слоям населения, денежные средства на оборотку. Расходы из госбюджета, расходы субъектов квазигоссектора, недропользователей и т.д. должны стать максимально прозрачными, чтобы деньги доходили до граждан.
– Какому бизнесу, на Ваш взгляд, будет сложнее прийти в себя после снятия ограничений?
– Транспорт,авиаперевозчики, туризм им однозначно будет сложнее всего Ритейл конечно, эта сфера пострадает, но не настолько, от покупки продуктов питания люди все равно не окажутся. Сфера развлечений тоже пострадает, но всеже не так, как транспорт и туризм. Боюсь, в ближайшее время отдыхать за рубеж люди не поедут.
Строительство этот сектор, понятно, нужно поддерживать за счет спроса, за счет инфраструктурных проектов. И здесь нужно максимально подключать инструмент государственно-частного партнерства, мы его очень слабо используем. В прошлом году мы с прокуратурой смотрели, у нас ГЧПявляется ширмой для госзакупок, маскируется под ГЧП, а по сути это госзакупки. Надо качественно перепрошивать этот инструмент.
– Ждать ли массового закрытия бизнеса, когда закончится чрезвычайное положение и будут сняты карантинные ограничения?
– Все будет зависеть от многих факторов. Понятно, что кто-то, кто в меньшей степени готов, закроется. Это жизнь.
По некоторым оценкам, до 30% бизнеса может уйти. Но я не особо верю этим цифрам, пока это просто пальцем в потолок. Я всегда верю счету. Сколько бизнеса уйдет, сколько останется, это будет зависеть от многих факторов: насколько сжался спрос, насколько сами люди начнут выходить из кризиса. То, что происходит сейчас, это же не просто экономический кризис, вызванный пандемией коронавирусной инфекции, это еще и психологический кризис. Когда снимут карантин, вы же, наверно, не пойдете сразу же в ресторан и детей не поведете туда. Выход из кризиса будет достаточно жестким. Поэтому, еще раз говорю: я уверен, что правительство поддержит и только на отсрочках не остановится. Сейчас нужно понимать, кого и как поддерживать.
Елена Тумашова, новости Казахстана Atameken Business.
|