Древнеславянское вече в IX веке было главным административным органом. Все здоровые и свободные мужики, услышав призывный звон вечевого колокола, собирались на площади со специальным возвышением («степенью»). С этого возвышения оглашали повестку дня, там выступали спикеры и просто желающие высказаться. О том, что в управленцы издревле попадали люди умные, свидетельствуют летописи. Например, сообщается о новгородском старейшине Гостомысле? Имена, между прочим, в те времена просто так не давали у этого старейшины мысль как минимум гостила.
Рождение администрации
К XI веку вече почти уже ничего не решало, но страсть к обсуждению государственных вопросов осталась у мужиков навсегда.
Главным администратором в XII веке был князь. В городах, где князь не жил, за него управлялись посадники. Посадникам помогали биричи. Биричи собирали подати, срывали голоса, зачитывая на площадях княжеские указы, бегали за ответчиками, чтобы приводить их в суд. В селе администрацию представлял волостель. И все они (даже и князь по сути) получали за свою работу корм с населения. Так и сложилась система кормления, то есть система существования администрации за счет сборов с населения.
Несомненно, что это явление напрямую зависит от развития письменности. На Руси количество грамотных, позволяющее развести бюрократию, образовалось в XVII веке. Административным органом тогда являлся приказ родоначальник современного министерства. К концу века их было более 90 разного значения, функций и величины, от Поместного (ведавшего делами землевладения) до Панихидного. Главным в приказе считался судья (иногда эту должность называли иначе: казначей, печатник, оружничий, дворецкий. Но если не могли придумать специального слова, тогда судья). Судьям подчинялись дьяки подлинные властелины канцелярии. Они участвовали в обсуждении дел, составляли доклады царю и даже присутствовали при докладах, а так же записывали царскую резолюцию. О величине приказа можно было судить по количеству служащих в нем дьяков. В большинстве числилось по одному мастеру канцелярского дела. Самым крупным был Поместный приказ там трудилось 15 дьяков. В подчинении у дьяков находились подьячие. Эти бедолаги первые несколько лет службы жалованья от государства не получали, то есть работали по тогдашнему выражению «неверстанно» за одни лишь приношения просителей. Затем их «верстали», но как-то неубедительно окладом до 5 рублей в год.
Имеющийся штат служащих неустанно вел обширное делопроизводство. Тексты документов писались на узких бумажных лентах. К челобитной подклеивалась запись показаний челобитчика, потом объяснения, потом дополнения, справки, решения по делу, указная грамота, наконец? Полученная лента называлась «столп» и порой достигала длины в несколько сотен метров.
Большинство приказов помещались в Кремле. А управление в городах осуществлялось вахтовым методом: воеводы и дьяки в составе многочисленных комиссий разъезжали по стране. Иногда такие командировки длились и два, и три года.
Только цифры:
Количество граждан, приходящихся на одного чиновника:
- XVII век 2250 человек;
- XVIII век 1250 человек;
- XIX век 480 человек;
- начало XX века 190 человек;
- конец XX века 115 человек.
Для сравнения:
Во Франции еще в 1910 году на одного управленца приходилось всего 57 граждан, а по европейским стандартам 1 чиновник обслуживает в среднем 125 человек (данные на начало 2000 года).
История здания Воронежской областной администрации
После войны Воронеж попал в список самых разрушенных городов и отстраивать его должны были по программе восстановления, разработанной еще в 1944 году. Курировать восстановление поручили знаменитейшему архитектору Льву Рудневу автору здания Московского госуниверситета. Он решил украсить Воронеж проектом, подобным МГУ. Выбрав место (площадь Ленина) и назначение (здание для обкома) архитектор приступил к работе. Проектировалось 16-этажное строение с шатрами, башенками и прочими «художественными изысками». Однако еще и чернила на чертежах не просохли, а тут власть сменилась. И начала бороться с архитектурными излишествами. Руднев обиделся и сотрудничать с борцами отказался. Проект передали воронежскому архитектору А. Миронову, который, не мудрствуя лукаво, просто оставил от первоначального замысла столичного мэтра несколько нижних этажей. В таком виде мы теперь это здание и наблюдаем.
Отдел по работе с обращениями граждан управления делопроизводства администрации Воронежской области выполняет функцию своеобразного регулировщика. Все обращения поступают к нему, а он, вникая в суть, определяет ответственного исполнителя и направляет на дальнейшее разбирательство. И по такой схеме работают все администрации, включая Президентскую.
Обращения бывают двух видов: письменные и устные.
Письменное обращение
Именно в письменном виде граждане активнее всего общаются с администрацией. В I квартале 2005 года зарегистрировано 2114 письменных обращений.
Закон «Об обращении граждан» ограничивает тематику (в частности не рекомендуется писать об изобретениях, открытиях и рационализаторских предложениях). Однако есть подозрение, что народ просто не знаком с законом. Пишут и про изобретения, и про соседа-сволочь, и про космические дали?
Тем не менее большинство писем поддаются сортировке. Наиболее популярные темы:
- Социальные (о льготах, об обеспечении многодетных семей, о материальной помощи малообеспеченным гражданам).
- Медицинские (вопросы льготных лекарств, санаторного лечения, утверждения инвалидности).
- Жилищные (по различным вопросам о приобретении жилья, жилищно-коммунальные проблемы, газификация).
Только не стоит адресовать письмо о неблагоустроенной территории жилого дома в администрацию Президента РФ. Его все равно перенаправят в Воронеж, поскольку означенный дом находится в ведомстве городской администрации.
В основном пишут о бедах и проблемах, но попадаются и благодарственные письма. Например, жители села Криница отправили коллективное послание о том, как им нравится идея монетизации и критикуют недовольных: «Позорно, что выходят на улицы городов льготники и бьют в кастрюли, и не дают молодежи вовремя попасть на учебу или работу. Обнаглели горожане»?
Каждое обращение по закону должно быть рассмотрено и решение по нему принято в срок до одного месяца. И сотрудники администрации закон соблюдают. Оказывается информационная, административная и даже иногда ? материальная помощь обратившимся гражданам. Например, жалобы на грубость водителей и контролеров маршрутных такси по отношению к ветеранам и пенсионерам влекут за собой разбирательство и увольнение уличенных водителей и контролеров. Помогают в приобретении жилья сиротам и ветеранам.
Устное обращение
В приемной администрации вас выслушает консультант отдела по работе с обращениями граждан. Он предоставит необходимую информацию по вашему вопросу: каким образом и при помощи каких учреждений лучше всего его решать. В случае необходимости вам будет организована встреча со специалистом нужного вам отдела. Если для решения проблемы совершенно необходим разговор с одним из заместителей главы администрации или даже с самим В. Г. Кулаковым, вы получите такую возможность. Однако оценивать важность вашего обращения будут работники отдела.
В I квартале текущего года 1375 жителей пришли со своими бедами в областную администрацию. Большинство из них ветераны ВОВ, труженики тыла, вынужденные переселенцы, безработные, малообеспеченные, ветераны труда. Основные темы устных обращений мало отличаются от письменных. Работники отдела констатируют: «Радостью поделиться к нам приходят нечасто».
И не забудьте в случае удачного решения вашего вопроса зайти потом еще раз чтобы поделиться радостью.
|
г. Воронеж, пл. Ленина, д. 1, Воронежская областная администрация.