По данным РСА на начало августа в 2018 году на территории региона было оформлено 282 116 полисов е-ОСАГО. Приблизительно на той же строчке рейтинга Воронежская область находилась и в 2017 году но тогда в целом за год было продано 286 410 электронных договоров страхования. Видно, что популярность е-ОСАГО продолжает расти, и такими темпами годовые показатели 2018-го смогут превысить прошлогодние в два раза.
При этом по имеющимся данным Банка России за I квартал 2018 года общее количество договоров обязательного страхования автогражданской ответственности в Воронежской области за этот период составило 112 тыс. Статистики за более продолжительный период пока нет, но уже очевидно, что большинство договоров ОСАГО составят оформленные в электронном виде.
Хоть и не с таким однозначным преимуществом, но в целом по РФ тоже побеждают электронные полисы: в I квартале 2018 года общее количество договоров составило 7,9 млн, а к августу было продано уже 10,7 млн электронных полисов.
Внедрение электронной системы продажи полисов автогражданки было изначально отчасти вынужденной мерой. В некоторых регионах, проявивших повышенную «токсичность», растущие выплаты по ОСАГО довели страховые компании до убытков: страховщики попросту покидали такие области. В итоге приобретение полисов становилось в таких регионах проблемой для всех автовладельцев, в том числе законопослушных и безаварийных. Воронежская область как раз относится к их числу. В рейтинге токсичных регионов, составленном РСА по итогам 2017 года, она заняла 17-е место, сместившись с 21-го места в 2016 году.
Остроту проблемы во многом помогло снять внедрение электронных полисов.
«С помощью инструмента е-ОСАГО удалось решить проблему доступности полисов в регионах, как «токсичных» с точки зрения страховых компаний, так и просто удаленных, где страховщикам невыгодно было открывать офисы. Но со временем электронные полисы, как подтверждает статистика, приобрели популярность сами по себе просто как удобный современный инструмент для автовладельцев. Они, по сути, стали первой удачной новацией в реформировании ОСАГО», оценивает опыт электронных продаж автоэксперт Игорь Моржаретто.
Следующим шагом не только по реформированию отрасли, но и в частности по повышению доступности ОСАГО должна стать либерализация. Эту задачу еще в мае отмечал заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин как одну из приоритетных: «Сдвижка тарифного коридора на 20% вверх и вниз создаст достаточные конкурентные возможности для страховых компаний и повысит доступность полисов ОСАГО для страховых потребителей», говорил он.
На первом этапе либерализации ОСАГО страховые компании получат возможность проводить более гибкую ценовую политику в рамках расширенного тарифного коридора. Также в их распоряжении окажется больше коэффициентов «возраст-стаж» до 50-ти, изменится и подход к расчету коэффициента бонус-малус. Расширение инструментария позволит страховым компаниям производить более адресную оценку качества вождения автовладельца. А результатом полной либерализации станет установка персонального тарифа для каждого водителя.
Таким образом предполагается решить проблему токсичных регионов как с точки зрения убыточности для страховщиков, так и с точки зрения доступности ОСАГО для страхователей, вроде Воронежской области. Каждый пользователь будет отвечать только сам за себя, а страховые компании больше не будут в минусе из-за злостных нарушителей. Тогда и проблема с покупкой ОСАГО в регионах исчезнет сама собой.
Кроме того, либерализация сделает более доступными и сами цены на ОСАГО: полисы должны подешеветь для опытных аккуратных водителей, которых по оценкам экспертов РСА большинство около 70%.
«Мы делаем все, чтобы обеспечить пользователям доступное и удобное ОСАГО. Сначала появились электронные полисы, европротокол, теперь мы идем к тому, чтобы тарифы стали более гибкими. Ведь доступность должна обеспечиваться не только легкостью приобретения или удобством использования, но и адекватностью цены», объясняет президент РСА Игорь Юргенс.
Так что у законопослушных водителей Воронежской области есть все шансы снизить свои затраты на ОСАГО.
Материал подготовил Александр Бондарев