Легендарный ведущий на «Радио 101 Воронеж» Стас Минаков снова вернулся в эфир теперь он раскручивает собственный интернет-проект «Правильное радио».
По такому случаю Стас поведал нам о своем дискотечном прошлом, мультимедийном настоящем, о том, как сломать радийные стереотипы, и о сложных отношениях художника с деньгами.
«Дискотека по профилю»
В 1978 году я организовал свою первую дискотеку в школе, а в 1980-м поступил в Рижское летно-техническое училище гражданской авиации. Рига по отношению к тогдашнему СССР это был Запад голимый. Там у нас 3 года была дискотека, которая называлась «по профилю» «От винта». Мы заняли 1 место на конкурсе дискотек в городе Екабпилсе и получили специальную бумагу, она давала нам официальное право проводить дискотеки в кафе, клубах, на мероприятиях. Нас было трое, и мы все были из разных городов: коренной рижанин, парень из Львова и я из Воронежа.
«Иногда, по-моему, мы выполняли заказы»
Моя первая программа на «Радио 101» называлась «Параплан». Она появилась в 1997 году, выходила раз в неделю и шла 2 часа. Делали мы ее с Пашкой Черпаковым. Программа была очень насыщенная, разносторонняя и веселая. Мы брали в алфавитном порядке коллективы и исполнителей от «А» до «Я», рассказывали о них, подпирали музыкальным материалом: альбомы, участники, дискография. Там еще была рубрика «Стас уполномочен сообщить» (по аналогии с «ТАСС уполномочен заявить»). Несуществующая организация «Музыка и здоровье» сбрасывала нам на телетайпную ленту всякие невероятные случаи например, что появилась туалетная бумага с изображением Bon Jovi на каждом клочке. В общем, некий элемент фэнтези в музыкальном мире. Второй час был посвящен интерактивному общению, но связанный с обсуждением первого часа. Иногда, по-моему, мы выполняли заказы.
«Получить в морду в прямом эфире»
Спустя полтора-два месяца появилась программа «Я не люблю тебя». Мне никогда не нравились программы по заявкам: «Пользуясь случаем, я хочу передать привет своей жене», а жена у него рядом сидит на диване. Ну, маразм такой. Поэтому я предположил альтернативу. Дозвонившийся в программу говорил: я не люблю такого-то, и точно знаю, что он терпеть не может, предположим, группу Queen. Поставьте для него самую нелюбимую песню «Ночь в опере». Я знаю, он от нее бесится.
Потом рамки антипрезента стали гораздо шире: у человека появилась возможность «получить в морду» в прямом эфире. Вот ты позвонил и говоришь, что Петрович урод. Я говорю: «А с чего ты взял?» Ты: «Ну, он вот такой и такой». А я тебе даю понять, что ты не лучше этого Петровича. Может, даже и хуже. Но все это в неоскорбительной форме, без поучений и оскорбления личности. То есть, ты получаешь порцию негативной информации о себе, от которой тебе становится хорошо. Это неестественно и нелогично, но на самом деле это так. Такой радиомазохизм был у дозванивающихся.
Я думаю, при первых возможностях надо будет реанимировать эту программу. «Радио 101» не существует уже лет 10, а шлейф от программы до сих пор есть.
«Меня-то за что?»
После «101» было радио «Русские песни». Для меня это стало жутким испытанием. Есть такая позиция среди профессионалов: «Ту музыку, которая нравится тебе, слушай дома». Но это, блин, очень сложно: работать на радиостанции, формат которой тебе, мягко говоря, не близок, от которого у тебя пупырья по всему телу. У меня в программе в прямом эфире был Михаил Круг, была Катя Огонек заметьте тенденцию. Адаптация была тяжелой.
Мне не хотелось бы кого-то оскорблять, любое творчество имеет право на существование. Если народ ходит на Киркорова, значит, народ это право заслужил. Но иногда ты думаешь: «А я? А меня-то за что?».
Еще я работал на «Вашем радио», меня оттуда выперли с формулировкой типа «за негативное отношение к слушателям». Это как в «Дне радио»: «Можно я от тебя не буду слышать два слова: м…к и «х…ня? А что делать, если звонит полный м
к и несет полную х…ню?».
«Я знаю, каким должно быть радио»
У меня сложилось твердое убеждение, что я знаю, каким должно быть радио. И в своем Интернет-проекте «Правильное радио», мне кажется, я учел потребности современного молодого человека (молодого не по паспорту, а по состоянию души).
Боюсь показаться заносчивым, но редкая FM-радиостанция может похвастаться объемом, который дает «Правильное радио». Ротация и у нас присутствует, без нее не обойтись, но подход другой. Например, на FM-радиостанции популярная песня может звучать 6-10 раз в день. Я делаю ротацию по исполнителям: 6 или 12 раз в сутки можно услышать определенного исполнителя, но с разными композициями. На одну и ту же композицию слушатель может наткнуться дней через 6, а то и больше.
«Допускаю, что западные исполнители поют полную хрень»
На «Правильном радио» нет русскоязычных композиций. Когда исполнитель поет на каком-то языке, я не понимаю текст, могу только догадываться по эмоциональной составляющей. Я допускаю, что западные исполнители поют полную хрень, но я этого не понимаю. И поэтому оцениваю только вокальные данные. Так мне гораздо комфортнее. А когда человек поет хрень, и я понимаю, что это хрень, то все вокальные данные перечеркиваются одним махом. А отдельных коллективов и композиций, которые мне кажутся достойными, категорически мало.
Это вопрос не вкуса, а позиции. У отечественной музыки много поклонников, но должна быть альтернатива. Если мы проведем соцопрос и выясним, что, скажем, категорию «шансон» потребляет 90% населения России, это не значит, что все радиостанции должны вещать шансон.
«Все привыкли к штампу «Москва»»
Классическая форма радиотрансляции в нашей стране выглядит сейчас следующим образом: головная компания находится в Москве, а все остальные получают сигнал и транслируют его в регионе с местными включениями. Я не вижу препятствий, чтобы сломать этот стереотип было бы желание и деньги. Трансляцию можно осуществлять из любого города. Просто все привыкли к штампу «Москва». А в чем разница, если сигнал будет идти из Воронежа? Если продукция качественная, почему бы ее не распространять на всю страну?
«Для того чтобы что-то делать, надо что-то делать»
Художник должен быть голодный. Иначе пропадает драйв. На сытый желудок не напишешь «Мы ждем перемен!».
Но есть и другая сторона. Меня знакомые художники приводили в свои мастерские. Показывали: вот то, что мы пишем. А вот, что рисуем, чтобы продавать на улице. А на вырученные деньги снимаем эту мастерскую, покупаем краски, хлеб и водку. Для того чтобы что-то делать, надо что-то делать. Был только один человек, который отказался и умер от голода, это великий поэт Велимир Хлебников.
И, слава богу, надо мной нет сейчас финансового давления, которое могло бы изменить мой музыкально-эстетический взгляд на жизнь. Но вот приходит богатый зайчик, ставит портфель с деньгами на стол и говорит: «Давай замутим гипершансон». И я не знаю, возьму я эти бабки или нет. Хочется верить, что откажусь. Хотя так говорить можно, пока ты не увидел этих денег.
Послушать «Правильное радио» в сети.
Роман Жолудь, фото Юлии Репринцевой
|