|
В минувшее воскресенье в рамках рок-движения «ШУРФ» в Воронеже выступила вандал-рок-банда «Бахыт-Компот». Ее лидер Вадим Степанцов перед концертом ответил на вопросы «ЛГ».
Степанцов личность противоречивая. С одной стороны он эпатирует публику не вполне приличными стихами и песнями, некоторые из которых очень популярны в народе («Пьяная, помятая пионервожатая», «Бухгалтер Иванов», «8 марта дурацкий праздник» и др.), но при этом он
- Закончил с отличием Литературный институт имени Горького;
- Стал одним из основателей литературного течения Ордена куртуазных маньеристов (ОКМ);
- Писал тексты для групп «Браво» («Король оранжевое лето», «Добрый вечер, Москва»), «Тату» и «На-на»;
- Является автором авантюрного романа «Отстойник вечности» и поэтического сборника «Гламуры и тренды».
Поэтому рассуждать он готов о самых разных вещах, причем достаточно критически.
Про развал ОКМ
В прошлом году, аккурат на 20-летие Ордена, случилось прискорбное событие умер человек, который был у истоков и Ордена, и группы «Бахыт-Компот» поэт Константэн Григорьев. Он умер утром 22 декабря, когда у нас должно было быть два параллельных концерта: лет 5 назад Орден разделился на 2 фракции левых, анпиловцев-лимоновцев и правых, мондиалистов. Но мы все равно поддерживали друг с другом приятельские отношения. И вот Константэн Григорьев своей смертью поставил жирную точку в истории ордена. Если бы это не было печально, я бы сказал красивую точку. Это из тех событий, которые потом фиксируются литературоведами, знаковое совпадение. Так что Ордена куртуазных маньеристов как такового больше нет. Но, собственно, ни одно поэтическое направление не жило больше 5-7 лет. Так что мы долгожители, нам удалось продержаться 16 лет и потом еще 4 года влачить фракционное существование. Это уже чудо для русской литературы.
Про куртуазность русских поэтов
Лет 15 назад к нам обратилось одно почтенное издательство, чтобы составить антологию русской куртуазной лирики. Туда мы включили всех русских светских поэтов, начиная от Антиоха Кантемира и до наших дней. Там присутствовали эмигранты, Набоков, который мне гораздо более интересен как поэт, и все это заканчивали куртуазные маньеристы. Все сколько-нибудь известные поэты, включая Рылеева и Некрасова, в той или иной степени отдали дань шалунье-музе, у всех у них есть что-то такое игривое и потому вечное и вечно интересное.
…и некуртуазность советских
Правда, при составлении антологии мы обозначили большую лакуну в советском периоде, потому что советские поэты (притом, что их было много, хороших и разных) не обладали таким легкомысленно-возвышенным языком, как у поэтов предшествующей эпохи. Например, строчка (я не знаю, откуда ее взял, может, сам придумал): «И каждая строка ее письма дышала сладостью признанья». Этого ни один советский написать не смог бы.
Про Кастанеду алкоголизма
В литературе происходит масса всего интересного, но это интересное не проходит через прожекторы современной критики. Хотя я с удовольствием читаю литературные рецензии в журнале «Афиша», что-то еще, но все равно много остается за кадром. Что-то освещается премиями типа «Национальный бестселлер». Там все субъективно, но люди, попадающие в финальный список, бывают небезынтересны. Я с удовольствием прочел книжку «Мезэнцефалон», автор Юрий Бригадир. Ему не дали «нацбест», дали Захару Прилепину, а «Мезэнцефалон»-то поинтереснее. Я все ждал, когда в России появится такой настоящий водочный Кастанеда, Кастанеда алкоголизма. Но книжка прошла «малым экраном», а книжка интересная. Знаковая.
Про поэтов закостеневших и рвущих тельняшку
Литературные журналы, которые в последнее время издавались на деньги Сороса жалкими тиражами, публикуют всю эту старорежимную старперскую муть. Инна Лиснянская, Юрий Кублановский, Евгений Рейн это уже омертвело и покрылось коркой. Времена, когда этим журналам были интересны движения снизу, прошли. Сейчас у них междусобойчик, раздают премии: Рейн Кибирову, Кибиров Рейну. Диссидентские группки, примкнувшие к Союзу писателей, между собой кашу варят, премии делят, а все интересное происходит за бортом.
Акцент поэтического движения сейчас переместился в издательства. Более-менее достойные пииты, из тех, кого я знаю, кто действительно рвет тельняшку на груди Емелин, Родионов вот они сборнички выпускают, у меня год назад вышла книжка в издательстве «Время» «Гламуры и тренды». Но я вне союзписательской тусовки. У них своя компания.
Про юморастов
Я, к сожалению, телевизорозависимый человек. Если я с похмелья, когда не могу читать и все такое, тупо смотрю телевизор целый день, отхожу. Но когда начинают мелькать юмористы, я тут же переключаю, у меня идиосинкразия на юмор. Вот по каналу «Юмор-ТВ» вначале показывали древнюю, очень достойную пару Тимошенко и Березин (Тарапунька и Штепсель). У них не было того, что отличает современных юмористов, начиная от Райкина сочетания этакого заискивания перед публикой и одновременного презрительно-хамского к ней отношения. Во всех юмористах это есть, а в этих украинских дедушках не было. Там было все по-джентльменски, я бы сказал, достойно Стивена Фрая.
Про русский рок невнятный и героический
То, что называется «русским роком», мне не нравится. Я бы разделил эту волну на претенциозную невнятицу и из пальца высосанный героизм. Из пальца высосанный героизм начинается с Цоя, и сейчас главные его продолжатели группа Lumen. А выспренная невнятица, где надо искать смысл, которого там нет, а есть набор красивостей и невразумительных намеков Гребенщиков, «Сплин», вся муть голубая. Как говорил барон Дельвиг, многие сегодняшние пииты путают две вещи: выражать нечто неясное и неясно выражаться. А Ницше чуть позже писал: «Поэты, чтобы казаться глубже, специально мутят воду».
Из того сегмента, который в моем понимании действительно можно назвать рок-н-роллом, успеха удалось добиться в последнее время только Ляпису и Шнуру. Все остальное находится в андеграундном состоянии. Я сейчас дружу с ярославской группой «Мамульки Бэнд», у нас с ними намечен тур по городам России, вот эти ребята мне нравятся. Где-то как-то нравятся «Бобры», их текстовая часть. Неплохая группа есть в Подольске «Джин-Тоник» любопытные тексты и интересные музыкальные эксперименты. Что-то варится, клубится помимо «русского рока» и «Нашего радио», и слава Богу!
Про то, как не хочется застывать
Я не зацикливаюсь на одном жанре, и практически каждый «бахытский» альбом это эклектика. Быть стилистически однообразным, быть идеологически однообразным скучно. То, с чего начинал «Бахыт-Компот», можно соотнести с нашими ровесниками «Тайм Аут», «Манго Манго». Но я пошел дальше, и мне печально смотреть на людей, которые в 50 лет прыгают в коротких штанишках и изображают из себя веселых клоунов.
Не хочется застывать. Недавно выступали на свадьбе, старые поклонники попросили реанимировать песни с альбома «Бог, клубника и павлин». Я переслушал их и просто офигел, насколько было много энтузиазма для того, чтобы такую эклектику создать из ресторанного шансона, модных на то время джангловых вставок, рок-н-ролла и не знаю еще чего. У самого крышу чуть не снесло. До сих пор слушается свежо.
Люди, как правило, рабы лампы, воют в одну дуду, потихонечку подворовывая из известных и малоизвестных западных аналогов. Но мне это не интересно: я не хочу, чтобы меня сравнивали с Cure, Oasis или в лучшем случае с Pixies. Я пытаюсь найти свою, местную, национальную формулу.
Про себя в телевизоре
Я давно уже отношусь к походам в телевизор как к профессии: зовут, значит надо идти. Если тебе корова имя, у тебя должно быть молоко и вымя. И поскольку в отличие от коллег по рок-н-ролльному жанру я умею перед камерой что-то говорить, меня туда зовут. А то пригласят какого-нибудь товарища, а он там в носу ковыряется: «Ну вот, мы тут записали новый альбом, а больше я ничего не знаю». Участвовал даже в программе «Угадай мелодию». Там были еще Хавтан и Скляр. Я думал, что касается ретро-песен, они меня сделают, и очень удивился, насколько люди не в теме.
Про «Пьяную, помятую пионервожатую»
Песня про пионервожатую автобиографична, это святая истинная правда. Мне поручили охранять девочек первого отряда, я их и охранял. Там были особенно бурные девочки, не могли успокоиться ночами, и мне приходилось рассказывать до одурения сказки, а сказок я знал множество. И под конец смены самые активные девочки меня начали насиловать, но я не очень сопротивлялся, честно говоря.
Про новый альбом
Звукозаписывающая индустрия у нас в стране накрылась медным тазом и по большому счету никому не интересна, если только в проект не вкладываются большие деньги. Сейчас намечен выход очередного нашего альбома на лейбле Navigator Records. Но я многого от этого релиза не жду. Думаю, что, выложив альбом в Сеть, мы получим больший эффект.
Роман Жолудь, фото Юлии Репринцевой
|
|