Информационно-новостной портал города Воронеж: основные события, афиша, справочная служба, адреса, телефоны... Бизнес, спорт, культура, кино, экономика, медицина и здоровье, наука.Информационный городской портал Воронежа. Статьи, публикации, мнения, последние новости столицы центрального-черноземного региона.
Войти на сайт
Имя:   Пароль: 
Регистрация  |  Забыли пароль?
  ПОИСК  
<< 2009 >>
<< МАРТ >>
пн вт ср чт пт сб вс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Категории:


Статьи | Категория: Наука и образование | Караси пера Всего статей: 536
Караси пера
Наука и образование
20 марта 2009, 12:55

Школьные СМИ из рукописных стенгазет эволюционировали в печатные и электронные издания. Мы прочитали 39 газет, представленных на Воронежском фестивале «Репортер», и выяснили, о чем пишут нынешние школьники.



— Это что же такое? — спрашивали ребята, с любопытством рассматривая и ощупывая работу Янкеля. Тот улыбался и снисходительно объяснял:
— А это новый журнал «Комар». Еженедельный. Выходит, как «Огонек» или «Красная панорама», раз в неделю и даже чаще…

Григорий Белых, Алексей Пантелеев, «Республика ШКИД».

Фестивальные подробности

«Репортер» придумала общественная детская организация «Искра» в 1999 году. У «Искры» была своя газета «Лестница», в которой работали воронежские школьники. Они ходили по школам, искали новых сотрудников среди своих сверстников и рассказывали им, как организовать собственную газету. Когда школьников-журналистов (и школьных газет) стало много, для них решили сделать фестиваль.

С 2005 года «Репортер» проводят в 2 этапа. Сначала студенты журфака читают конкурсантам лекции по журналистике. Затем проходит, собственно, фестиваль: жюри (студенты и преподаватели журфака, сотрудники воронежских СМИ) отбирают лучшие работы в номинациях «Лучшая публикация», «Лучшая фоторабота», «Лучшая школьная газета» и т.д. (список номинаций ежегодно корректируется).

В 2006 году фестиваль получил грант Евросоюза. Организаторы начали назначать темы для конкурсных работ (в этом году, например, заявлена тема семьи и семейных отношений), а местные власти — выделять на каждый фестиваль по 15 000 р.


«Репортер-2009» — это уже вполне серьезное мероприятие, у которого есть…

  • Группа поддержки: Департамент образования, спорта и молодежной политики; ГУ «Областной молодежный центр»; Воронежская региональная общественная организация «Содружество детских организаций»; факультет журналистики ВГУ и 10 воронежских СМИ (в качестве информационной поддержки).
  • Спонсоры: региональное отделение «Единой России»; компания «Робин Сдобин»; сотовый оператор «Мегафон»; РК «Парнас»; СРЦ «Игромакс»; ЗАО «Фруктовые воды», институт менеджмента, маркетинга и финансов.
  • Областной масштаб: в этом году в фестивале участвовали 248 человек из 47 молодежных изданий Нижнедевицкого, Новоусманского, Рамонского, Борисоглебского, Грибановского и др. районов области и самого Воронежа.
  • Социальные задачи: в этом году в фестивале приняли участие воспитанники Борисоглебской и Таловской школ-интернатов для детей-сирот и шестеро молодых авторов с ограниченными возможностями (четверо ребят из воронежской городской общественной организации инвалидов и родителей детей-инвалидов с ДЦП «Надежда»: Анна Бакарогло, Вадим Мешков, Александр Новиков, Александр Черкесов; Костя Малахов; Катя Рылова (участвовала дистанционно, из Кировской области). Все они представили на конкурс свои творческие работы, в основном — стихи.


Ослиная живопись и сахарная архитектура

Прочитав газеты, присланные на конкурс, мы пришли к выводу, что…

  • Среднестатистическая школьная газета Воронежской области называется незатейливо — «Переменка», «Школьный звонок» и т.п. (хотя есть и смешные названия — например, «Школьная комсомолочка» или «Дети ипподрома»);
  • Создается она редколлегией из 4-6 человек (3 школьника + 1-3 учителя);
  • Имеет формат А4 и объем в 4-6 полос;
  • Верстается в том, «что было» (World, Corel, Photoshop), печатается на принтере (чаще черно-белом). Тираж и периодичность обычно не указаны;
  • Язык повествования — преимущественно выхолощенный, «пионерский». Сленга почти нет, некоторые заголовки будто бы из советской прессы («Мы — патриоты»; «Красная гвоздика»; «Достойная победа» и др.)

Наполнение примерно одинаковое: первую половину газеты занимают официальные школьные новости с иллюстрациями и материалы на тему взаимоотношения детей с родителями и учителями, вторую — самая разнообразная информация. Так, например, на страницах своих газет школьники…

Рассуждают на заявленную фестивалем семейную тему (на примере своей собственной семьи):
«В числе моих родственников — 2 лауреата Государственной премии, 2 академика, 3 ученых, 15 врачей, 3 учителя, 7 инженеров, 8 бизнесменов, рабочие и крестьяне. 7 человек геройски пали за родину в ВОВ, 3 вернулись с наградами, 4 военнослужащих находятся по контракту в Чечне…» (газета «Школьные вести» Никольской СОШ).

«Мой дедушка был гармонистом. Он очень любил играть, и это повлияло на выбор его профессии. Когда он был маленьким, у него уже было желание играть, но гармони, конечно же, ему еще никто и не думал покупать. Но у его старшего брата она уже была, и когда тот уходил, дедушка брал его гармонь и тайком играл на ней. Из-за этого они постоянно ругались. Со временем дедушка стал заведующим сельским клубом…» (газета «Школьный мир», К.-Садовской СОШ).

Пишут стихи:
«Мы с тобою живем в параллельных мирах,
Что однажды слились воедино.
Хорошо было: счастье в мечтах и словах,
Только мимо оно проходило…»
(Газета «Школьные вести» Никольской СОШ).

«Газетный ворох на столе,
Клочки бумаги, стружки, пыль.
Пушистый локон в пятерне,
Секунды превращаю в быль.
Карандаша обломок, чай
С лимоном, так, как я люблю –
Лишь вдохновение поймай,
Благодаря ему творю!»
(Газета «Клякса», лицей №2).

Рассказывают о своих увлечениях:
«У меня долго не получалось, но после небольших усилий иголка стала более послушной, цветные нитки выкладывались в узор. Первая моя работа — цветочек с бабочкой. Потом — картинки побольше, а сейчас у меня есть серьезные работы: «Золотая осень» И. Левитана, дивные подушки с изображением божьих коровок…» (газета «Переменка», Заболотовская СОШ).

«Я считаю, что из бумаги сделать замок было банально. Я часто пью чай с сахаром, и однажды мне показалось, что куски сахара похожи на камень, из которого строили замки. Так возник мой замок из рафинада…» (газета «Школьный городок», МОУ СОШ №1).

Жалуются:
«Старшеклассникам тоже нелегко, ведь проблемы, зачастую, и не детские! Мозг чуть ли не разрывается на части! И чего в нем только нет… Нужно сделать то да это! Нужно успеть вовремя подготовиться… Больше чем полдня в школе, дополнительные занятия, репетиторы и т.п. Выжаты, как лимон, физически и морально уставшие, постоянно думающие: «Когда же все это закончится?!» В таком же состоянии и наши учителя, потому что все это ложится на их широкие плечи!» (газета «Седьмой урок», Рамонский лицей).

Мечтают:
«Мне приснился хороший сон: папа и мама помирились. Мы сидим на диване, разговариваем и смеемся… Мне кажется, что я самая счастливая на свете. И хочется любить всех безгранично…» (газета «Школьный звонок», Грибановской СОШ №2).

Сочиняют сказки:
«В этот день в зоопарке было особенно много посетителей, и смотритель, разумеется, за всеми не уследил. Пока он отгонял детей от обезьяны, чтобы та не набралась вредных привычек, другие дети решили немного пошутить <…> и испачкали красками ослу кончик хвоста. Осел попытался стряхнуть краску <…> и получилось нечто, похожее на абстракцию. Это заметил директор зоопарка, который из-за низкой посещаемости собирался зоопарк закрыть. По его мнению, чудо-осел послужил бы хорошей рекламой. Эксперимент удался. Через неделю доходы выросли почти вдвое. Просто осел вовремя понял, что если махать хвостом, когда его пачкают краской, можно получить что-нибудь вкусное помимо обычной еды. С тех пор вокруг осла было много людей.
— Да, один из посетителей рисует гораздо лучше этого осла. Непонятно, почему его не замечают, — возмущался леопард. Через минуту вступился жираф: — Наверно, уровень развития этих людей соответствует уровню развития осла…» (газета «Сверстник» студии «Аист», МОУ ДОД ЦДОД).

Вспоминают классиков:
«Сыновей у Толстого было шестеро. Дочерей и того больше, всех не упомнить. С дочерьми еще так сяк, а вот с сыновьями у отца взаимопонимания было мало. Ну «отцы и дети» да и только. Особенно, когда они выросли. То и дело подшучивали и смеялись над ним. Потому что Лев Николаевич из дому убегал. Вот тут-то супруга, Софья Андреевна, всех детей вдогонку пускала. И все семнадцать, не то шестнадцать человек за отцом мчались. Даже семейная традиция возникла: тому, кто отца-беглеца настигнет, мать вручала сахарные коржи. Так-то!» (газета «Дети ипподрома», школа № 47).

Пишут о любви к девушкам и президенту:
«— А смог бы ты исполнить серенаду любимой девушке?
— Возможно, встретив свою половинку, я смогу выразить свои чувства через песню… Но пока я такую девушку не встретил, и желания петь серенады пока у меня нет.
— Как ты думаешь, кто лучше справляется со своими обязанностями — президент РФ или президент нашей школы, т.е. ты?
— Президент страны — это очень ответственно и справляться с этим очень-очень трудно. Я бы очень хотел хотя бы немного приблизиться к этому уровню, чтобы носить с достоинством звание президента…» (газета «Школьные вести» Никольской СОШ).

Обсуждают механизмы добрых дел (благоустройство парков, помощь ветеранам) и итоги дружественных визитов:
«Нам особенно запомнился ансамбль «Старинушка», прекрасная игра на ложках… Судьбы пожилых жителей геронтологического центра печальны, а их жизненные пути и опыт заслуживают глубокого уважения…» (газета «Школьный мир», К.-Садовской СОШ).

Победителей на фестивале оказалось очень много (судя по всему, награды раздавали по принципу «Чтобы всем досталось»), поэтому перечислим только некоторых:

  • Лучшая творческая работа в стихах — Максим Малород («Моя семья») и Алексей Кузнецов («Герб моей семьи»);
  • Лучшая творческая работа в прозе — Екатерина Гончарова («Семья — это мой мир»), Татьяна Анисимова («Слепая») и Юлия Пятова («Танино счастье»);
  • Лучший социологический опрос — Настя Логинова («Осторожно, дети!»);
  • Лучший сайт — Семен Бохер (лицей МОК №2).

Наши корреспонденты, работавшие в составе жюри фестиваля, отметили специальными дипломами «Лучшего города» социологическое исследование «Семья. Семейные отношения» газеты «Школьные вести» и уже упомянутый сайт лицея МОК №2.


Реплика от редакции:

По большому счету, нынешние школьники пишут о том же, о чем писали когда-то мы с вами. Но у нас это часто происходило под нажимом и «для галочки», а «Репортер» тем и хорош, что превращает школьную журналистику в увлекательное занятие, вносит в него элемент соревнования. К тому же у фестиваля есть пути для дальнейшего развития — как минимум, три:

  1. Интернет-журналистика. В этом году в конкурсе участвовало уже 5 школьных сайтов (для них выделили отдельную номинацию), в будущем их будет больше.
  2. Выход на межрегиональный/международный уровень. Никаких действий в этом направлении не предпринималось, однако, нынешний фестиваль чуть не стал международным: в нем хотели принять участие журналисты из Сербии, но не успели вовремя предоставить работы.
  3. Позиционирование школьной газеты как полноценного СМИ. Уже сейчас в области есть несколько газет, которые пишут о проблемах своих населенных пунктов и продаются по цене от 5 до 25 рублей. Это актуально для сел, где школа — единственный культурный и информационный центр.

Благодарим координатора фестиваля «Репортер» Татьяну Захарову за помощь в подготовке материала.

ЛГ

Комментариев: 0

© 2005–2018 «Лучший Город». Все права защищены.
Контакты  |  Реклама на порталах

Лента новостей RSS

При частичном использовании материалов портала
гиперссылка (hyperlink) на «Лучший Город — Воронеж» обязательна.
Полное использование материалов возможно только
с разрешения редакции.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Поиск по сайту
 
Расширенный поиск  |  Карта сайта