Снимите это немедленно!
Куда пойти?
10 марта 2009, 23:17
|
|
Фотографы Воронежа открыли в городе Год фотографии, а попутно отметили четыре юбилея, посетили три выставки и прошли один мастер-класс.
Одно событие, четыре повода
2009-й год в Воронеже и области объявлен Годом фотографии. Такое решение приняли в областном отделении Союза фотохудожников России, и мотивировали его тем, что в этом году исполняется
- 170 лет фотографии. В 1839 году француз Луи-Жак Манде Дагер и англичанин Вильям Генри Фокс Тальбот одновременно изобрели два способа получения фотографического изображения. Первый создал дагерротип картинку на медной пластине, покрытой серебром и проявленной в парах ртути. Второй сделал первый негатив, используя бумагу и хлористое серебро.
- 105 лет Воронежскому фотографическому научно-художественному обществу. Оно было создано в 1904 году и занималось организацией фотовыставок, общественной и краеведческой работой. Просуществовало чуть менее 30 лет, потом закрылось и возродилось осенью 1964 года в виде народного фотоклуба «Экспресс» в ДК имени Карла Маркса (ныне ДК железнодорожников).
- 45 лет фотоклубу «Экспресс». За 45 лет клуб воспитал целую плеяду воронежских фотографов: Анатолия Рыжкова, Николая Стребкова, Сергея Киселева, Андрея Архипова и многих других.
- 10 лет воронежскому отделению Союза фотохудожников России. С момента своего открытия (октябрь 1999 года) отделение организовало и провело около 25 фотографических мероприятий: персональные выставки воронежских фотографов, областные и городские фотоконкурсы, 4 акции-конкурса из серии проектов «15 мая. Россия: один день», два фестиваля профессиональной и любительской фотографии и др. Сейчас членами Союза являются 13 человек.
Наши и все остальные
Год фотографии открыли 3 марта в рамках фестиваля профессиональной и любительской фотографии «Знай наших! 2009». Первый такой фестиваль прошел в лучшем городе в 1999 году (это была скромная выставка работ 20 фотографов Воронежа и области), второй более масштабный, был в 2007-м, а теперь открылся третий. В будущем фестиваль планируют проводить 1 раз в 2 года, а его цели сформулированы так:
- Привлечение общественного внимания к значительным датам, связанным с историей воронежской фотографии и ее современным развитием;
- Популяризация достижений российской и воронежской фотографии, сохранение культурного фотографического наследия;
- Содействие росту мастерства и творческого уровня фотографов Центрального Черноземья;
- Работа над проектом «Музей истории воронежской фотографии».
По словам Елены Чаплыгиной, руководителя воронежского отделения Союза фотохудожников, возможно, в будущем у отделения появится свое здание, в котором, кроме собственно музея будет выставочный зал для современных фотохудожников.
Пока же, как и раньше, площадки для фестивальных выставок предоставили сторонние организации. Всего их три одна самая статусная, и две других, попроще:
1. Музей им. И. Крамского
На первом этаже разместили снимки лучших фотографов Воронежа (79 работ, 50 авторов) и экспонаты из будущего музея фотографии: старинные фотоаппараты, фотографии и фотооткрытки из личных запасов Михаила Квасова и воронежских коллекционеров.
Второй этаж заняла выставка «Классики литовской фотографии» 60 работ, по которым можно составить мнение об одной из самых ярких фотографических школ советского периода.
Площадка открыта до 15 марта, вход по билетам музея.
Михаил Вязовой, фотокорреспондент газеты «Коммуна»:
Литовцы были пионерами в фотографии для страны. Мы многому у них учились, многому подражали. Ездили к ним на конкурсы, с жадностью смотрели их выставки в Москве. Прибалты для нас были некой меркой, как Париж, куда стремятся все влюбленные. Те имена, что представлены у нас, известны всему миру. На их работах учились целые поколения фотографов. Посмотришь на эти фотографии вроде обычная картинка сельской местности, а душу щемит. Потому что там есть художественный образ.
2 и 3. Дом Актера и кинотеатр «Пролетарий»
Здесь выставлено около 120 фотографий менее именитых воронежских и иногородних фотографов (более 70 человек). Особенно много снимков из молодежного фотоклуба «Дебют». Ограничений по жанру нет, есть разнообразие от студийных работ до фотографий из Африки.
Площадки открыты до 25 марта, вход свободный.
Кто быстрее, тот и прав
Украшением фестиваля стал мастер-класс всемирно известного фотографа Владимира Вяткина обладателя самого престижного в фотожурналистике приза Golden Eye и трех золотых медалей World Press Photo, фотокорреспондента РИА «Новости», преподавателя факультета журналистики МГУ и Национальной школы телевидения, академика Международной гильдии фотографов СМИ, победителя различных международных фотоконкурсов и т.д.
На мастер-классе можно было узнать, что
- В течение 20 лет 200-300 дней в году Вяткин проводил в командировках «создавал себе имя» (в нашей стране создать его очень сложно, и у нас оно не стоит ничего).
- Вяткину не интересно делать один снимок, ему интересно создавать фотографические серии-исследования, фотоочерки, фотоистории. Подобная работа требует времени, но современная фотожурналистика его не предоставляет.
- Вяткин не вписывается в современную фотожурналистику по двум причинам: он не владеет компьютером и английским языком. Все, что можно сделать в «Фотошопе», он делает своими мозгами, глазами, сердцем. Но обязуется в ближайшее время исправить это, иначе в современный фотобизнес не попадет никогда.
- Основа фотожурналистики документальность, которая убивает художественный аспект фотографии. Но сейчас идет неожиданный для многих синтез того и другого: год назад на конкурсе World Press Photo в Амстердаме 40% работ-победителей совмещали в себе и документальность, и художественность. Еще 20 лет назад подобные фотографии вообще не допускались до конкурса.
- Фотожурналистика сейчас находится в упадке, и главная тому причина развитие телевидения и Интернета. Фотожурналистика не может конкурировать с ними по скорости передачи данных. Отсюда нездоровая конкуренция среди фотожурналистов: неважно, как ты снял, важно, как быстро передал снимок в редакцию, поэтому на спортивных мероприятиях часто можно наблюдать сразу нескольких фотографов от одного издания. Человек снимает буквально первые 5-10 минут, и не важно, удачные у него снимки или нет. Если кто-то через час сделал более ценную с точки зрения искусства фотографию, но опоздал в ее передаче, она уже никому не нужна.
Таких мастер-классов в лучшем городе еще не было, поэтому зал был полон (многие стояли, записывали выступление мастера на видеокамеры и диктофоны). Показ работ автор сопровождал историями: «Этого парня, который прошел войну и потерял ногу, я снимал на протяжении 30 лет, наблюдал, как его брат стал наркоманом, как сам он попал за убийство в тюрьму»; «Фотожурналистика это умение работать с людьми»; «Выдержка здесь 1/60, диафрагма 5,6».
Те, кто не попал на мастер-класс, могут посмотреть работы Вяткина на сайте МДФ.
Реплика от редакции:
Кроме фестиваля в этом году пройдут конкурсы, персональные выставки, мастер-классы и другие мероприятия (полную программу можно посмотреть на сайте воронежского отделения Союза фотохудожников).
Юлия Репринцева, фото автора и Эдуарда Юзбашяна
|