Французский король Людовик XIII (1601-1643), по свидетельствам историков, в полтора года учился играть на скрипке, в три читать, в четыре писать, в шесть осваивал шахма-ты и теннис, упражнялся в отгадывании загадок и шарад, то есть получал всестороннее раннее развитие. И тем не менее, по свидетельству тех же историков, король из него получился неважный. Раннее развитие не всегда делает ребенка гением и не гарантирует появления у него впоследствии государственного ума. И все-таки в лучшем городе на сегодняшний день существует более 15 организаций, помогающих родителям развивать детей.
Три серьезных причины, по которым НЕ СТОИТ заниматься ранним развитием ребенка:
- «Хочу, что бы он был гением!»
Такая позиция это не столько пожелание ребенку добра, сколько родительское тщеславие, поскольку в основе утверждения лежит желание гордиться ребенком и хвастаться им. Активно набивая память ребенка всевозможными знаниями, родители теряют меру. За своей целью они перестают видеть собственного малыша. В результате из ребенка получится не гений, а невротик с реальными мозговыми нарушениями. Задайтесь вопросом: а так ли уж здорово быть гением? Вспомните среди них очень мало счастливых людей.
- «Все кругом это делают» И я буду!?
Безусловно, сегодня модно заниматься ранним развитием. Мамы наперебой рассказывают друг другу: «А мой уже читает!», «А моя стихи пишет!» Но, принимая решение о начале обучения, родители должны четко понимать: недостаточно водить ребенка на занятия. Развитие процесс непрерывный, а не два раза в неделю. И он требует времени, внимания, терпения родителей постоянного и порой бесконечного.
- «Я обнаружил единственно правильную систему раннего развития!»
Прежде всего, систему надо подбирать под ребенка, ориентируясь на его особенности и склонности. Любая методика дает наилучшие результаты только когда ее внедряет создатель. Не случайно подавляющее большинство педагогов стремятся создать свою методику (пусть даже заимствуя по чуть-чуть из разных). Поэтому увлекаться только одной системой, стараясь выполнять ее «от и до», опасно прежде всего, для ребенка. Насильственным образом навязанная односторонность вот что может получиться в итоге.
Если ни одна из перечисленных причин не движет вами, когда вы отрываете дитя от игрушек и ведете развивать, тогда вот для укрепления ваших благих намерений?
Пять важных факторов ЗА раннее развитие:
- Физиология развитого интеллекта
По мере развития головного мозга между мозговыми клетками появляются мостики-отростки. 70-80% таких соединений образовывается в первые три года жизни. Эти связи определяют фундаментальную способность мозга принимать сигнал извне, создавать образ сигнала и запоминать его. Это и есть та основа, на которой происходит все дальнейшее интеллектуальное развитие человека. Мышление, потребности, творческие задатки, чувства развиваются после трех лет, на базе, сформированной к этому возрасту.
- Психологическая зрелость и стрессоустойчивость
Чем раньше ребенок осознает себя как полноценную, отличную от других личность, тем лучше и для него, и для общества. Человек, чьим психологическим развитием занимались в раннем детстве, с меньшей вероятностью будет подвержен депрессиям. А если вдруг депрессия с ним случится, он сумеет выбраться из этого состояния с минимальными потерями.
- Коммуникабельность и успешность
Уметь общаться с людьми важно, а общению надо учить. Маленький ребенок быстрее понимает, что можно и нужно любить окружающих такими, какие они есть; что необходимо помогать другим и тогда они помогут тебе. Коммуникабельность становится органичной частью личности, а коммуникабельный человек имеет больше шансов на успех в нашем обществе.
- Оптимальное распределение нагрузки
Готовность ребенка к школе оценивается, прежде всего, по психофизиологическим параметрам: сформировавшийся скелет, укрепление глазных мышц, уровень развития памяти, внимания, речи и т. п. Неподготовленному малышу придется учиться всему сразу: и руку правильно держать, и внимание фокусировать, и буквы-цифры запоминать, и усваивать массу прочей информации. Его жизнь значительно упростится, если чему-то он научится до школы. Кроме того, ребенок с развитым мышлением быстрее и качественнее усваивает информацию и умеет добывать ее сам очень важный навык для самообразования.
- Развитое чувство прекрасного
Эстетическое воспитание неотъемлемая часть раннего развития. Считается, например, что театр помогает ребенку познать самого себя, музыка выработать качества лидера, а живопись сформировать свободное и легкое отношение к миру. А плюс к этому можно научиться получать простое человеческое удовольствие от таких вещей, как, например, классическая музыка или созерцание живописи. Разносторонне образованному человеку с самим собой не бывает скучно.
В подтверждение вышесказанного отзывы мам, занимающихся ранним развитием своих детишек:
Наталья, мама Ани Мартыненко (1, 5 года)
К этому возрасту наступило время, когда мне, откровенно говоря, стало скучно сидеть дома: я не знала, чем с Аней заняться. Поэтому, услышав отзывы некоторых мам о развивающей группе в детском садике 145, я решила отвести дочку туда. Мне очень понравилась воспитательница, и, что особенно приятно, Ане она тоже понравилась. С детьми там занимаются по вальдорфской системе, во всяком случае, используют ее элементы. Мы ходили туда несколько месяцев, и я заметила, что Аня приобрела полезные навыки: она не боится незнакомых детей, она знает теперь, во что можно играть дома самостоятельно, с большим вниманием слушает, что ей говорят, и стала более усидчивой. К сожалению, потом в группе сменилась воспитательница, мы не нашли с ней общего языка и ушли. Кроме того, количество детей не ограничивалось, и когда собиралось больше 20 малышей, делать там было фактически нечего. Сейчас я никуда не вожу Аню, но посещение группы нам очень помогло: я теперь и сама знаю, чем заняться с ребенком, в каком направлении двигаться?
Татьяна, мама Егора Гребца (2 года 3 месяца)
По совету знакомых несколько месяцев назад я начала водить Егора в развивающий центр «Тет-а-тет». Сначала мы посещали групповые занятия, но скоро стало ясно, что Егор к занятиям в группе не готов: он и другим детям мешал своей активностью, и сам ничего не усваивал. Специалисты центра посоветовали перейти на индивидуальную программу. Мы ходим в «Тет-а-тет» два раза в неделю, занятие длится около часа. Я точно не знаю, чем зани-маются с сыном, но прогресс налицо: во-первых, мне уже не приходится повторять свои просьбы дважды, он стал гораздо внимательнее к окружающим, во-вторых, у него увеличился словарный запас, и речь стала чище. Он теперь более спокойный и усидчивый. Хотя, честно говоря, я не знаю развивающий центр помог, или Егор сам по себе меняется, потому что взрослеет?
Маша, мама Сони Шмыгалевой (5 лет)
Наша няня посоветовала нам посещать занятия с детьми в агентстве «Няня», и Соня прошла 4-месячный курс «Сказкотерапия». Главная идея курса учиться понимать себя и любить других людей. В процессе занятий дети разыгрывают сказку, причем каждый сам выбирает себе роль. Во время игры моделируются разные ситуации, благодаря которым дети понимают, что люди и сказочные герои могут быть не только однозначно плохими или хорошими. Например, Бабу-Ягу можно сделать добрее, а Кощей бессмертный не такой уж и страшный. Соня на эти занятия ходила с большим удовольствием. И я довольно скоро начала замечать, что дочь стала спокойнее, рассудительнее, научилась видеть во всем и хорошее, и плохое.
Светлана, мама Егора Китаева (5 лет)
Надо сказать, что информации о центрах, где можно обучать и развивать ребенка определенного возраста, очень мало. В основном о разных центрах я узнавала от других мам. Месяц мы ходили в центр «Колибри». Родители на занятиях не присутствовали. В принципе, программа занятий мне очень понравилась математика, обучение по методике Зайцева, Монтессори, логика, пение, лепка, рисование. Но моего ребенка там не смогли заинтересовать, и Егор ходил на занятия без всякого желания. Очень интересные занятия проводятся в «Здоровой маме», но, к сожалению, группы там набираются очень большие 15-20 человек, да еще и родители присутствуют. За счет этого материалов не хватает и процесс обучения несколько скомкан. Может быть, сейчас что-то изменилось, но в прошлом году было именно так. Сейчас мы посещаем занятия в школе всегда с удовольствием. Видимо, здесь к Егору подобрали ключик. А еще мы ходим в студию во Дворце творчества детей и молодежи. Ему безумно нравится, там у него множество друзей. Я заметила, что Егор повзрослел стал более интеллектуальным мальчиком. Для него теперь не только машинки интересны он с огромным удовольствием поиграет и в пальчиковый театр, и сам сочинит историю.
Популярные методики раннего развития
Шиничи Сузуки (1899-1998)
Философ, скрипач, педагог, автор метода «Рождение таланта». Главный принцип: «музыкальность не врожденный талант, а способность, которая, как и всякая способность, может быть развита». Таким образом, научить ребенка играть на скрипке не сложнее, чем научить его говорить на родном языке. При условии, что обучение начинается рано.
В школе Сузуки дети начинали учиться игре на скрипке в 2 года. При этом уроки не начинались до тех пор, пока сам ребенок не захочет этого так, что его невозможно будет удержать. Именно в формировании подобного желания и заключается основная хитрость метода Сузуки. К 4 годам его ученики свободно обращались со скрипкой. Не все дети, обучавшиеся в школе Сузуки, становились потом профессиональными музыкантами. Но педагог и не ставил такой цели. Сузуки утверждал, что занятия музыкой это путь познания самого себя. А человек, познавший себя, легко может стать «первой скрипкой» любого коллектива.
Ред.: Источники не сообщают, встречал ли великий педагог на своем пути детей, которые так и не изъявили желания играть на скрипке, несмотря на все ухищрения воспитателей. Развивать детей по методике Сузуки в Воронеже, к сожалению (?), никто не берется.
Масару Ибука (1908-1997)
Один из основателей корпорации Sony, автор книги «После трех уже поздно» (1977), дирек-тор Ассоциации раннего развития и директор организации «Обучение талантов» в Мацумото. Он утверждает: «Если в первые три года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как ее использовать. Это все равно, что пытаться достигнуть хороших результатов, работая на плохом компьютере». Ибука уверен, что все дети от рождения наделены одинаковыми способностями. Свою теорию (и практику) он строит на способности младенцев быстро (гораздо быстрее, чем взрослые) усваивать новое, причем в гигантских количествах, а также на врожденной страсти детей к познанию. Самый главный вопрос для педагога не чему учить, а как. Японская Ассоциация раннего развития советует учить с любовью, не лишая ребенка свободы выбора.
Мария Монтессори (1870-1952)
Сначала она работала с умственно отсталыми детьми. Основываясь на том, что работа пальцев стимулирует развитие речевых центров головного мозга, Монтессори разработала ряд пособий и игр. Потом оказалось, что ее ученики научились читать раньше своих беспроблемных сверстников. Система пошла в массы. Сегодня ни одна развивающая программа не обходится без игрушек Монтессори (например, «Рамки и вкладыши»), и абсолютно никто не спорит с тем, что надо развивать мелкую моторику рук. Помимо этого в системе Монтессори акцентируется помощь детей друг другу: считается, что ребенок научит товарища легче и быстрее, чем преподаватель.
М. Монтессори «Помоги мне сделать это самому».
Б. П. и Л. А. Никитины
Принцип первый: свобода выбора для ребенка. Он сам решает, когда и чем заняться, как долго должно продолжаться занятие. Принцип второй: подлинный интерес родителей к тому, что делает ребенок. Не контролировать, а сотрудничать. Не навязывать своих мнений. Не думать за ребенка. Принцип третий: опережающее развитие. «Условия для развития должны опережать его, подготавливаться заранее», говорят Никитины. Не беда, что малыш в два-три года не воспринимает географические карты. Пусть они висят на стене, вы расскажете, что это такое, когда ребенок спросит. Прежде чем обогащать ребенка знаниями, сформируйте у него интерес к ним. Не забывайте также о спортивных упражнениях, закаливании и сочетании разнообразных видов деятельности. Лучший отдых это смена занятия.
Б. и Л. Никитины «Мы, наши дети и внуки».
Н. А. Зайцев
Методика раннего обучения чтению и математике дают поразительные результаты: дети начинают читать, считать и говорить одновременно. Знаменитые «Кубики Зайцева» это коробочки разных размеров со всеми складами русского языка, которые в зависимости от склада имеют определенный цвет и заполнены определенным материалом (железками, деревяшками, медными монетками). А математика по Зайцеву система таблиц, написанных ярко и крупно. Во время занятий дети могут ходить, стоять и даже лежать. Методисты настоятельно советуют заниматься по этой методике в группе под присмотром специалистов.
Н. Зайцев «Письмо. Чтение. Счет».
П. В. Тюленев
Его система называется ?Методика интеллектуального (игрового) развития? (сокращенно «МИР»). Один из девизов: «Читать раньше, чем ходить». К одному году ребенок умеет читать, к двум годам пишет диктанты, к десяти усваивает программу средней школы. Методика Тюленева базируется на том, что ранние впечатления оказывают решающее воздействие на дальнейшую жизнь человека. Почему, например, Софья Ковалевская достигла значительных успехов в математике? Да потому что росла в комнате, оклеенной в целях экономии вместо обоев листами из математических книг. Обучение по Тюленеву дает потрясающие результаты. Остается только два вопроса: зачем ребенку 2,5 лет знать периодическую таблицу Менделеева, и где место такого ребенка в обществе ровесников?
П. Тюленев «Как развивать детей одаренными»?
Вальдорфская педагогика
Главное внимание в системе, основанной на антропософском учении Рудольфа Штайнера (1861-1925), уделяется развитию эмоционального мира человека. Гармония и свобода два главных принципа. Поэтому ребенок, посещающий вальдорфский детский сад, будет заниматься музыкой (в частности, учиться играть на флейте), эвритмией (ритмические движения под музыку), рисованием, различными ремеслами (вышиванием, керамикой, ткачеством). В таком садике много театрализованных праздников, а игрушки признаются только самодельные, из натуральных материалов. А у тряпочных вальдорфских кукол нет лиц считается, что дети прекрасно их воображают и от этого развиваются быстрее.
Р. Штайнер «Философия свободы».
Глен Доман
Глен Доман разрабатывал свою систему для больных младенцев. Большинство его пациентов страдали тяжелейшими поражениями центральной нервной системой: не ходили, не говорили. А в некоторых случаях даже не держали голову. Доман для начала учил их фокусировать взгляд. Для этого он показывал детям карточки с красными точками. Потом он увеличивал количество и интенсивность занятий. В ход шли уже и карточки с картинками, слогами, словами. Его многомесячные труды дали результаты: больные дети начинали держать голову, ползать, ходить, говорить. По карточной системе Домана во многих странах начали обучать и здоровых младенцев не без пользы. Однако этот метод требует от родителей полного самоотречения, поскольку процесс обучения связан с изготовлением огромного количества карточек и занимает почти весь день.
Серия книг Г. Домана «Как воспитать гения».
Где развивать маленького жителя лучшего города
«Умка»
Для детей от 2 лет.
Обучение по Зайцеву.
Художественные и музыкальные занятия.
Московский проспект, 9 (ДК Коминтерна)
Тел.: 29-4118
«Умница»
Для детей от 8 месяцев.
Спортивно-игровая гимнастика, развитие творческих способностей (с 2 лет), подготовка к школе (с 3 лет), иностранные языки (с 4 лет).
Ул. Тимирязева, 21.
Тел.: 93-7959
«Здоровая мама»
Для детей от 11 месяцев.
Элементы вальдорфской педагогики, развивающие игры, развитие творческих способностей, подготовка к школе.
Ул. Студенческая, 17 (стадион «Труд»).
Тел.: 59-8233
«Колибри»
Для детей с 3 лет.
Комплексное обучение и развитие (живопись, музыка, чтение, письмо, счет, занятия с психологом).
ДК «Электроника», к. 325.
Тел.: 8 (910) 345-3769
Агентство «Няня»
Для детей с 2 лет.
Психологические группы, развитие творческих способностей, подготовка к школе, английский язык.
Гостиница «Бристоль», подъезд 2, к. 308.
Тел.: 56-6712
Агентство «Мери Поппинс»
Индивидуальные занятия с гувернантками.
Ул. Свободы, 16.
Тел.: 38-7623
Дворец творчества детей и молодежи
Для детей с 4 лет.
- «Матрешки» народные песни и танцы.
- «Ровесник» танцы народов мира, классические, эстрадные.
- «Маленькие волшебники» эстрадный вокал, сценическое движение, хореография.
- «Демосфен» школа выразительного чтения.
- «Речецветик» занятия по развитию речи.
- «Дошкольник» подготовка к школе.
- «Росток» комплексное обучение (чтение, письмо, занимательная математика, английский язык).
- Семейный клуб «Круг» грамматика, математика, прикладные ремесла, занятия с психологом, английский язык.
- «Надежда» фитнес, йога, самомассаж, закаливание, физическое развитие.
- «Капитошка» музыкальное развитие, обучение чтению через музыкальные игры.
- «Бибигон» творческое развитие: рисование, лепка, оригами и т. п.
- Студия «Я» творческое развитие: дизайн и архитектура.
Necole
Для детей с 4 лет.
Английский, французский языки.
Ул. Коммисаржевской, 1.
Тел.: 8 (910) 840-7603
Интерлингва
Для детей с 4 лет.
Английский, французский языки.
Тел.: 71-9582
«Лучший город» №2 (6), 2005 г.
|