Информационно-новостной портал города Воронеж: основные события, афиша, справочная служба, адреса, телефоны... Бизнес, спорт, культура, кино, экономика, медицина и здоровье, наука.Информационный городской портал Воронежа. Статьи, публикации, мнения, последние новости столицы центрального-черноземного региона.
Войти на сайт
Имя:   Пароль: 
Регистрация  |  Забыли пароль?
  ПОИСК  
2005 >>
<< ИЮЛЬ >>
пн вт ср чт пт сб вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Категории:


Статьи | Категория: Куда пойти? | Воронежский государственный театр кукол «Шут» Всего статей: 1123
Воронежский государственный театр кукол «Шут»
Куда пойти?
7 июля 2005, 21:15

Никто не знает, когда появился первый на земле кукольный театр. Это значит, что появился он так давно, что даже и самые старые отцы истории, вроде Геродота (V век до нашей эры), не помнят, когда именно. А в Воронеже это общечеловеческое увлечение поддерживается уже 80 лет.



Для того чтобы показать человека со всеми его странностями, был изобретен кукольный театр.

Джонатан Свифт

Начало кукольных времен

При ВГУ был музей древних и изящных искусств, а в музее работал хранитель — старший научный сотрудник Николай Максимович Беззубцев (1885-1957). Николай Максимович имел множество увлечений, в том числе очень интересовался кукольным театром. В 1925 г. он со студентами организовал студенческий «Театр Петрушек». Под руководством Беззубцева студенты ставили кукольные спектакли по пьесам собственного сочинения — в основном, о своих отношениях с профессурой. Не обходили вниманием и классику, в частности, давали спектакли по Гоголю и Салтыкову-Щедрину.
В 1930 г. Н. Беззубцев был арестован по «делу краеведов». Тогда многие университетские сотрудники обвинялись в организации тайного общества, которое под прикрытием научных изысканий работало над реставрацией монархии в России. 5 ноября 1930 г. труппа, лишившаяся руководителя, перешла под покровительство областного отдела народного образования. Никаких особенных пряников актеры от этого не получили: по-прежнему сами изготавливали кукол и декорации из самостоятельно раздобытых материалов, по-прежнему не имели своего здания. Почти как бременские музыканты, они разъезжали в фургоне по окрестным селам? Свет на спектаклях — керосиновые лампы. Звуковое оформление — баян. Спали в избах на полатях. Гонорар — молоко с домашним хлебом. В 1934 г. Беззубцева освободили, и он снова возглавил театр.
В августе 1944 г. труппа была официально признана профессиональным коллективом (за спектакль «Цветы мести» А. Преображенского): из ведомства народного образования его перевели под крыло министерства культуры. И некоторое время спустя — уже после войны — театральный фургон стал таскать осел. Сходство с бременскими музыкантами усилилось.

Обретение кукольного домика

До 1956 г. труппа вела исключительно гастрольную деятельность, а потом получила постоянное место для репетиций и представлений в здании кинотеатра «Юность». Выросло количество актеров, стали привлекаться художники, бутафоры, режиссеры. Постоянно обновлялся репертуар — каждый год ставилось по 4-5 спектаклей. Среди лучших — «Военная тайна» А. Гайдара и «Божественная комедия» Данте. В начале 80-х годов был решительно по-ставлен вопрос о собственном здании для театра кукол. Объявили конкурс на лучший архитектурный проект, и из 15 работ лучшей признали работу Н. То-поева и В. Фролова. Более того, их проект нашего кукольного театра был удостоен Государственной премии СССР. В расчистке площадки под строительство и возведении стен принимали безвозмездное участие воронежские студенты — памятуя, видимо, о том, что кукольный театр в лучшем городе начинался со студенчества. В 1984 г. театр занял новое здание и отпраздновал новоселье.

Эра Валерия Вольховского

Валерий Аркадьевич Вольховский стал главным режиссером театра в 1987 г. Сегодня это имя известно всему сообществу кукольников. Его спектакли вошли в учебники мирового театра кукол. Слова «воронежский театр кукол» с появлением нового главного режиссера становятся определением качества — не может быть плохих спектаклей у «Шута», как не может быть бездарных строк у Гоголя. Начиная с 1988 г. «Шут» гастролирует по Европе, побеждает на международных фестивалях. Спектакль «Озерный мальчик» трижды удостаивался Гран-при: на фестивале театров кукол России в Москве (1988), в Болгарии (1988) и в Венгрии (1989).
В сентябре 2003 г. эпоха закончилась — Валерий Аркадьевич Вольховский, почетный президент Российского центра УНИМА, народный артист России, лауреат государственной премии, скончался. Сегодня театр переживает трудные времена: финансовые сложности, отсутствие новой творческой концепции и художественного руководителя. Это не первые тяжелые времена, который переживает наш кукольный, и он всегда с честью преодолевал все трудности. Поэтому есть уверенность, что воронежцы вскоре смогут гордиться своим театром кукол по-прежнему.

Актер Николай Шмаргун

О себе
По образованию я драматический актер, закончил Воронежский институт искусств. Работал сперва в драмтеатре закрытого города Арзамаса-16 — там, где атомную бомбу делали, потом в Саратове на телевидении и радио. В 1989 г. вернулся в Воронеж. Когда я получил предложение поступить в кукольный театр, то сначала отнесся к нему не слишком серьезно: как же, я, драматический актер, буду с куклами возиться! Но потом решил попробовать. С моей первой работой — в спектакле «Се человек» я исполнял роли Иуды Искариота и Фомы Неверующего — я справился исключительно от страха, мастерствато тогда особенного не было. И моя точка зрения быстро изменилась. Сейчас я уверен: театр кукол — это единственный театр, который будет всегда.

О работе с Валерием Вольховским
Для меня совершенно очевидно, что высокий уровень театра — заслуга Вольховского, и только его. Он был импульсивен и авторитарен, но — гениален. Впрочем, любой стоящий режиссер всегда таков. Актер для него — материал и подспорье, а не соавтор. Однако это было очень полезно, и безумно интересно. Вольховский создал целый мир — творческий, эстетический, духовный. Я горд тем, что соприкасался с этим миром. Выбрав пьесу, Вольховский переписывал ее для себя от руки и нам велел так же переписывать свои роли. По его мнению, это должно помочь глубже вжиться в идеи и образы. Многие годы Валерий Аркадьевич присутствовал на всех спектаклях — и это, поверьте, очень стимулировало актеров. Когда знаешь, что на тебя смотрит режиссер, который, в отличие от зрителя, видит малейшие промахи, расслабляться себе не позволишь. Сегодня в театре уже нет той атмосферы, что была при Вольховском. Дирекция в поисках нового главного режиссера. Понятно, что это процесс сложный и длительный. Особенно, если речь идет о театре, где ставил Вольховский. Вряд ли найдется еще режиссер такого уровня. Мне его очень не хватает?

Узнать подробности: http://viart.vrn.ru/puppet/index.htm

«Лучший город» №2, 2004 г.

Комментариев: 0

© 2005–2024 «Лучший Город». Все права защищены.
Контакты  |  Реклама на порталах

Лента новостей RSS

При частичном использовании материалов портала
гиперссылка (hyperlink) на «Лучший Город — Воронеж» обязательна.
Полное использование материалов возможно только
с разрешения редакции.

Интернет-портал Лучший Город (Best City)
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 79138 от 22.09.2020
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель — ООО «ВСС»
Главный редактор — Куранов Ю.Г.
E-mail: sales@best-city.ru
Телефон: +7 (903) 798-68-89

Поиск по сайту
 
Расширенный поиск  |  Карта сайта