Воронежский государственный театр кукол «Шут»
Куда пойти?
7 июля 2005, 21:15
|
|
Никто не знает, когда появился первый на земле кукольный театр. Это значит, что появился он так давно, что даже и самые старые отцы истории, вроде Геродота (V век до нашей эры), не помнят, когда именно. А в Воронеже это общечеловеческое увлечение поддерживается уже 80 лет.
|
Для того чтобы показать человека со всеми его странностями, был изобретен кукольный театр.
Джонатан Свифт |
Начало кукольных времен
При ВГУ был музей древних и изящных искусств, а в музее работал хранитель старший научный сотрудник Николай Максимович Беззубцев (1885-1957). Николай Максимович имел множество увлечений, в том числе очень интересовался кукольным театром. В 1925 г. он со студентами организовал студенческий «Театр Петрушек». Под руководством Беззубцева студенты ставили кукольные спектакли по пьесам собственного сочинения в основном, о своих отношениях с профессурой. Не обходили вниманием и классику, в частности, давали спектакли по Гоголю и Салтыкову-Щедрину.
В 1930 г. Н. Беззубцев был арестован по «делу краеведов». Тогда многие университетские сотрудники обвинялись в организации тайного общества, которое под прикрытием научных изысканий работало над реставрацией монархии в России. 5 ноября 1930 г. труппа, лишившаяся руководителя, перешла под покровительство областного отдела народного образования. Никаких особенных пряников актеры от этого не получили: по-прежнему сами изготавливали кукол и декорации из самостоятельно раздобытых материалов, по-прежнему не имели своего здания. Почти как бременские музыканты, они разъезжали в фургоне по окрестным селам? Свет на спектаклях керосиновые лампы. Звуковое оформление баян. Спали в избах на полатях. Гонорар молоко с домашним хлебом. В 1934 г. Беззубцева освободили, и он снова возглавил театр.
В августе 1944 г. труппа была официально признана профессиональным коллективом (за спектакль «Цветы мести» А. Преображенского): из ведомства народного образования его перевели под крыло министерства культуры. И некоторое время спустя уже после войны театральный фургон стал таскать осел. Сходство с бременскими музыкантами усилилось.
Обретение кукольного домика
До 1956 г. труппа вела исключительно гастрольную деятельность, а потом получила постоянное место для репетиций и представлений в здании кинотеатра «Юность». Выросло количество актеров, стали привлекаться художники, бутафоры, режиссеры. Постоянно обновлялся репертуар каждый год ставилось по 4-5 спектаклей. Среди лучших «Военная тайна» А. Гайдара и «Божественная комедия» Данте. В начале 80-х годов был решительно по-ставлен вопрос о собственном здании для театра кукол. Объявили конкурс на лучший архитектурный проект, и из 15 работ лучшей признали работу Н. То-поева и В. Фролова. Более того, их проект нашего кукольного театра был удостоен Государственной премии СССР. В расчистке площадки под строительство и возведении стен принимали безвозмездное участие воронежские студенты памятуя, видимо, о том, что кукольный театр в лучшем городе начинался со студенчества. В 1984 г. театр занял новое здание и отпраздновал новоселье.
Эра Валерия Вольховского
Валерий Аркадьевич Вольховский стал главным режиссером театра в 1987 г. Сегодня это имя известно всему сообществу кукольников. Его спектакли вошли в учебники мирового театра кукол. Слова «воронежский театр кукол» с появлением нового главного режиссера становятся определением качества не может быть плохих спектаклей у «Шута», как не может быть бездарных строк у Гоголя. Начиная с 1988 г. «Шут» гастролирует по Европе, побеждает на международных фестивалях. Спектакль «Озерный мальчик» трижды удостаивался Гран-при: на фестивале театров кукол России в Москве (1988), в Болгарии (1988) и в Венгрии (1989).
В сентябре 2003 г. эпоха закончилась Валерий Аркадьевич Вольховский, почетный президент Российского центра УНИМА, народный артист России, лауреат государственной премии, скончался. Сегодня театр переживает трудные времена: финансовые сложности, отсутствие новой творческой концепции и художественного руководителя. Это не первые тяжелые времена, который переживает наш кукольный, и он всегда с честью преодолевал все трудности. Поэтому есть уверенность, что воронежцы вскоре смогут гордиться своим театром кукол по-прежнему.
Актер Николай Шмаргун
О себе
По образованию я драматический актер, закончил Воронежский институт искусств. Работал сперва в драмтеатре закрытого города Арзамаса-16 там, где атомную бомбу делали, потом в Саратове на телевидении и радио. В 1989 г. вернулся в Воронеж. Когда я получил предложение поступить в кукольный театр, то сначала отнесся к нему не слишком серьезно: как же, я, драматический актер, буду с куклами возиться! Но потом решил попробовать. С моей первой работой в спектакле «Се человек» я исполнял роли Иуды Искариота и Фомы Неверующего я справился исключительно от страха, мастерствато тогда особенного не было. И моя точка зрения быстро изменилась. Сейчас я уверен: театр кукол это единственный театр, который будет всегда.
О работе с Валерием Вольховским
Для меня совершенно очевидно, что высокий уровень театра заслуга Вольховского, и только его. Он был импульсивен и авторитарен, но гениален. Впрочем, любой стоящий режиссер всегда таков. Актер для него материал и подспорье, а не соавтор. Однако это было очень полезно, и безумно интересно. Вольховский создал целый мир творческий, эстетический, духовный. Я горд тем, что соприкасался с этим миром. Выбрав пьесу, Вольховский переписывал ее для себя от руки и нам велел так же переписывать свои роли. По его мнению, это должно помочь глубже вжиться в идеи и образы. Многие годы Валерий Аркадьевич присутствовал на всех спектаклях и это, поверьте, очень стимулировало актеров. Когда знаешь, что на тебя смотрит режиссер, который, в отличие от зрителя, видит малейшие промахи, расслабляться себе не позволишь. Сегодня в театре уже нет той атмосферы, что была при Вольховском. Дирекция в поисках нового главного режиссера. Понятно, что это процесс сложный и длительный. Особенно, если речь идет о театре, где ставил Вольховский. Вряд ли найдется еще режиссер такого уровня. Мне его очень не хватает?
Узнать подробности: http://viart.vrn.ru/puppet/index.htm
«Лучший город» №2, 2004 г.
|