Два сотрудника «Билайна», адвокат, психолог, работник радио и десяток журналистов разных СМИ Воронежа собрались, чтобы обсудить проблему телефонного мошенничества и пути ее решения. Путей оказалось немного всего один.
У меня зазвонил лохотрон
«Мобилизация» всей страны имеет и негативную сторону: за период с 2003 по 2007 год увеличилось количество афер с использованием мобильной связи и, соответственно, жалоб от абонентов. Реагируя на это, компания «Билайн» поручила агентству маркетинговых исследований «Bojole» изучить актуальность проблемы, ее масштаб и отношение к ней россиян. 1800 пользователей сотовой связи из 11 городов-миллионников (Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода, Самары, Уфы и других) стали участниками опроса, в ходе которого выяснилось, что
- О существовании мобильного мошенничества знают 78% абонентов, а реально пострадали от него 7% опрошенных (и еще у 4% когда-либо крали мобильный телефон).
- 70% респондентов считают, что с «мобильными» преступниками в России никто не борется, а на вопрос «Кто должен этим заниматься?» отвечают так: «Операторы связи» (40%); «Правоохранительные органы» (36%); «Государство» (21%); «Сами абоненты» (13%).
- Каждый третий абонент хотел бы получать сведения о новых уловках мошенников от своего оператора (73%) или из СМИ (37%). 77% респондентов считают, что это поможет им сохранить свои телефоны и деньги на счетах.
Получив эти данные, «Билайн» запустил программу «Мобильная грамотность»: в Москве, Ярославле, Костроме, Липецке и других городах прошли круглые столы с участием журналистов, сотрудников милиции, адвокатов, психологов и самих операторов. Не стал исключением и лучший город 20 ноября в пресс-центре газеты «Аргументы и факты» собрались:
- Александр Гольняк (директор Воронежского филиала ОАО «ВымпелКом»);
- Сергей Стребков (заместитель руководителя службы безопасности бизнес-подразделений по Центральному региону ОАО «ВымпелКом»);
- Станислав Рывкин (адвокат);
- Анастасия Кузнецова (директор по организационным и социальным проектам института практической психологии «Терра»);
- Инна Никулина (PR-директор «Авторадио Воронеж»);
- Журналисты (из печатных и электронных СМИ Воронежа).
А и Б болтали по трубе
Сергей Стребков рассказал журналистам о самых известных схемах телефонного «развода»:
«Родственник в беде»
Вам звонит знакомый вашего родственника (как вариант инспектор ГИБДД, адвокат, сотрудник милиции) и сообщает, что с вашим близким приключилась беда он на машине сбил человека (попался на покупке наркотиков, и т.д.). Телефон родственника при этом разбился или разрядился. Чтобы «решить проблему» с пострадавшей стороной, нужно сделать много звонков. Вас просят купить карту оплаты и продиктовать по телефону ее секретный код.
Итог: Звонивший оказался мошенником, вы потеряли деньги. Хорошо если это была небольшая сумма, потому что у этого развода есть и продолжение: после того, как вы пополнили счет, тот же человек может перезвонить и сказать, что конфликт почти улажен нужно только приехать в условленное место и передать посредникам «откупные» (обычно $300-1500).
На чем играют преступники: На доверии, страхе и родственных чувствах. Это настолько эффективный развод, что иногда мошенник сам представляется сыном, братом, дядей и т.д. (в зависимости от ситуации). Напуганная жертва переводит деньги и только потом вспоминает о том, что голос у звонившего был совсем не такой, как у «пострадавшего» родственника.
Что делать: Прежде всего успокоиться и попробовать самостоятельно связаться с «пострадавшим». Если он недоступен, позвоните кому-то из его близких. Уточните у звонившего, где точно произошло ДТП (из какого отделения милиции он звонит). Если собеседник будет увиливать от ответа или бросать трубку, скорее всего, вас разводят.
«Вы выиграли миллион!»
Вам звонит ди-джей популярной радиостанции, в прямом эфире поздравляет вас с выигрышем сотового телефона и говорит, что для получения приза нужно дозвониться на радиостанцию по определенному номеру. Дозвонившись, вы узнаете, что для получения телефона его нужно подключить, а для этого купить карту оплаты и продиктовать ее номер ди-джею.
Итог: Через несколько дней, придя за призом, вы узнаете, что радиостанция никаких конкурсов не проводила, телефон вам никто вручать не собирается, а деньги с карточки мошенники перевели на свой счет.
На чем играют преступники: На любви к халяве.
Что делать: Запомнить раз и навсегда: чтобы выиграть в конкурсе на радио, нужно, как минимум, быть радиослушателем. Человек, не давший предварительного согласия на участие в конкурсе, не может победить в нем.
Инна Никулина, PR-директор «Авторадио Воронеж»:
Главное, что нужно знать о конкурсах, проводимых радиокомпаниями участие в них всегда бесплатно для слушателя. Если вас просят за что-то заплатить это обман. Если победа стала «внезапной» это обман. На радио редко разыгрываются призы дороже 4000 рублей (дело здесь не только в экономии в противном случае, победитель должен платить налог за выигрыш), поэтому если вам говорят, что вы выиграли Ferrari это обман.
«Подставной оператор»
Вам приходит SMS-сообщение или звонит сотрудник службы технической поддержки сотового оператора и
- Предлагает подключить новую эксклюзивную услугу;
- Рекомендует сделать перерегистрацию (иначе отключится связь из-за технического сбоя);
- Сообщает, что при замене тарифного плана вы не оповестили оператора, и теперь должны заплатить штраф;
- Приглашает принять участие в акции и получить возможность бесплатно звонить по всей стране до конца недели (месяца, года, жизни).
Для этого вам предлагается набрать «секретную» комбинацию цифр или отправить код карты оплаты на определенный номер.
Итог: Вы сами переводите деньги на счет мошенников, набрав нужную для этого комбинацию цифр (или продиктовав им код карты).
На чем играют преступники: На неинформированности абонента. Сотовые операторы регулярно оповещают клиентов о новых тарифах, акциях и услугах. Человек, не следящий за этими новостями, вполне может поверить в очередную «акцию».
Что делать: Помнить о том, что сотрудник компании-оператора никогда не будет связываться с вами по телефону, чтобы решить технические вопросы или рассказать о новой акции. А SMS-сообщения подобного плана легко проверить: позвоните в сервисную службу своего оператора и уточните кому, за что и сколько денег вы должны перевести.
«Верните мои деньги!»
Вам приходит SMS-уведомление о поступлении денег на счет, переведенных с помощью услуги «Мобильный перевод». Сразу после этого звонит незнакомый человек и говорит, что он только что по ошибке перевел деньги на ваш номер, и просит вернуть их тем же «Мобильным переводом».
Итог: Уведомление оказывается подделкой, вы потеряли деньги.
На чем играют преступники: На честности и чувстве ложного стыда.
Что делать: Предложить звонившему решить проблему самостоятельно, обратившись к своему оператору.
Разумеется, полученные деньги мошенники тратят не только на телефонные разговоры: при помощи мобильных платежей можно делать покупки, оплачивать кредиты, совершать другие финансовые операции. В конце концов, их можно обналичить.
Помоги себе сам
После этого участники круглого стола назвали причины, по которым мобильное мошенничество получило такие огромные масштабы. Их несколько: - Оператор связи может отследить, что на какой-то счет регулярно поступают деньги с номеров большого количества других абонентов, но заблокировать номер не имеет права.
- Набирая «секретный код» или диктуя номер карты оплаты, абонент действует добровольно, поэтому завести уголовное дело трудно.
- Сами обманутые очень неохотно обращаются в милицию с заявлениями, особенно, если речь идет о незначительной сумме денег (не хотят тратить на это время и признаваться в том, что тебя «развели на лоха»).
- Еще труднее бороться с торговлей ворованными мобильниками. Каждый человек может продать свою собственность, а то, что она краденая, доказать сложно: никто не обязан хранить техпаспорт и упаковку от своего телефона (именно по этой причине участники круглого стола назвали московскую инициативу запретить торговлю б/у телефонами антиконституционной). Даже если известен настоящий владелец телефона, продавец скажет, что нашел или купил у кого-то аппарат и уличить его во лжи будет проблематично. Поэтому, например, торговцы подержанными трубками у магазина «Электроника», чувствуют себя хорошо закон на их стороне.
Своеобразный итог всему вышесказанному подвел адвокат Станислав Рывкин, сказав, что этот вид мошенничества победить невозможно в принципе. Но писать заявления в РОВД все-таки нужно: чем больше потерпевших обратится в милицию, тем больше шанс, что на «вашего» мошенника заведут уголовное дело, ведь это будет уже коллективный иск, и в совокупности сумма ущерба тоже будет больше.
Реплика от редакции:
Финал заседания был предсказуем единственным эффективным средством против телефонного мошенничества остается бдительность самих абонентов. Поэтому единственное конструктивное решение, которое приняли собравшиеся, составить рекомендации по борьбе с телефонными мошенниками, которые будут распространяться через СМИ и офисы продаж (в виде листовок). А поскольку новые схемы обмана появляются постоянно, то и круглые столы обещано проводить и в будущем.
Александр Орехов
|