29 октября Воронежский областной специализированный дом ребенка отметил юбилей. Его открыли в 1943 году для детей погибших офицеров, и за 65 лет здесь получили помощь и заботу около 10 000 воспитанников.
Сейчас здесь живут 105 сирот, и почти все они имеют отклонения: врожденные пороки развития (11% детей), хромосомные патологии (12%), недоношенность (48%), внутриутробное инфицирование (61%).
Праздник открылся театральной постановкой сказки «Репка» в исполнении воспитанников, а затем гости (коллеги из Орла, Белгорода, Москвы и Курска) читали поздравления и вручали цветы и подарки. После торжественной части главврач дома Лидия Шабанова рассказала о методах лечения, которые помогают малышам в реабилитации. Вот они:
- массаж;
- медикаментозное лечение;
- арома- и музыкотерапия;
- лечение приборами «Дета-Квантум» и «Ангел». Первый воздействует на организм разноцветными лучами света, второй (кстати, придуманный воронежскими инженерами) электроимпульсами;
- специальные занятия для социальной адаптации. К примеру, поход с детьми в продуктовый магазин или поездка в автобусе дает им представление о таких привычных для нас вещах, как покупка или очередь.
Наталья Вещева, аспирантка факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, психолог дома ребенка:
Главный опыт, который получают младенцы в каждой семье с рождения и до 4 лет — навык привязанности. Когда младенец теряет ощущение присутствия мамы рядом, у него повышается выработка кортизола и адреналина. Подошедшая мама гасит выработку этих гормонов. В нашем случае привязанность у малышей формируются к врачам и воспитателям, но персонал не всегда успевает подойти к ребенку, потому что у него их несколько. Из-за этого малыш будет плохо есть, и никакие, даже самые замечательные витамины ему не помогут. Навык привязанности имеет огромное значение: значительная часть малышей в домах ребенка — дети воспитанниц этих же домов. Поскольку у их мам не сформировался навык привязанности, они с легкостью отказываются и от своих детей, обрекая их на такую же судьбу. Чтобы разрушить этот замкнутый круг, нужна реорганизация всей системы воспитания в подобных учреждениях. Я вижу несколько решений, способных улучшить ситуацию: - Нужно закрепить за каждой группой постоянный состав воспитателей, чтобы он не менялся каждый год.
- Нужно сформировать разновозрастные группы, чтобы дети лучше развивались.
- Нельзя создавать отдельные группы из детей с патологиями: деление на «более» и «менее» здоровых ущемляет права ребенка и мешает его развитию.
Волонтеры, добровольные помощники могут частично решить проблему, если возьмут на себя часть обязанностей персонала. Например, летом нужно подстричь траву на площадке для прогулок, часто нужна физическая сила (перенести мебель, вскопать что-нибудь) — обычно этим занимаются воспитатели, отрывая время от и так кратковременного общения с детьми. А еще нам нужны студенты-художники для раскраски ужасного кирпичного забора у корпуса на Ленинградской улице.
Что касается отношения к больным детям в обществе, то эту проблему не решить с помощью одних только благотворительных организаций. Основная трудность здесь в том, чтобы изменить сознание людей, которые приносят к нам детей на время или оставляют их в больницах. Уровень психологической культуры в нашем городе не очень-то высок, и некоторым кажется, что нет ничего страшного в том, что ребенок воспитывается не в семье. Так вот, в обществе должно быть понимание, что существование таких домов ребенка ненормально, неестественно! Конечно, в жизни всякое бывает, но лучше помочь маме с ребенком в кризисный период жизни (негде жить, работать, послеродовая депрессия и т.п.), чем потом называть ребенка «социальным сиротой» и дописывать ему диагнозы в медицинскую карту. Ребенок-дауненок — это, прежде всего, ребенок и он достоин жить среди нас потому, что он уже просто родился!!! Это нормально, что он едет с мамой в маршрутке, стоит в кассе в магазине, это общество и для него тоже. А окружающие тычут пальцем, подозревают маму в «некачественности» и т.п. Причина тому — неграмотность населения и отсутствие толерантности.
И еще один момент: очень многое зависит и от чиновников, ответственных за опеку. Документы на ее оформление могут неделями лежать на их столах, и это существенно влияет на здоровье и жизнь малышей. Ведь в раннем возрасте каждый день — это опыт ребенка, которым он будет пользоваться всю жизнь, и чем дольше ребенок у нас, тем сложнее ему будет в дальнейшем.
Реплика от редакции:
В праздничный день не говорят о трудностях. Расхожее выражение «суровые будни» для воспитателей и врачей совсем не метафора. Поэтому поздравляем всех сотрудников дома ребенка с юбилеем и желаем им благополучия, а детям найти свою семью в России или за границей.
Дина Чиркова
|