|
Правильно выбранный угол зрения ломает привычные стереотипы: художник Евгений Камбалин превратил мрачный Соловецкий архипелаг в прекрасный «Русский Тибет» и открыл в Воронеже выставку с таким же названием.
Конечно, местные художники и раньше рисовали знаменитый архипелаг, но персональная выставка, целиком посвященная Соловецким островам, в лучшем городе проводится впервые. Впрочем, интрига события даже не в этом, а в том, что Камбалин рисует в очень необычной манере (экспрессионизм с элементами примитивизма), а своими учителями считает Винсента Ван-Гога и Эмиля Нольде. Так что Соловки в его исполнении выглядят совершенно не так, как мы их обычно представляем.
Итак какими зрители увидят
Паломников и туристов
Наивными и смешными. Так, корреспондентам «ЛГ» запомнились старушки в белых платочках, стоящие в ряд («Паломники»), туристы под красными зонтиками («Дождь»), и автопортрет художника с этюдником («Соловецкий монастырь»).
Корабли
Похожими скорее на пароходики из мультика «Чунга-Чанга» (картина «Белая ночь»), чем на мощные крейсеры с внушительными именами «Северный» или «Варяг». Корабли здесь то мягко качаются на волнах, то накреняются в сторону, то вообще падают и друг за другом скатываются куда-то в угол картины. В этой метаморфозе стремление художника передать неустойчивость и непостоянность мира.
Небо, море и облака
Чистыми и сочными. По словам Евгения, когда он отправился на Соловки, то запасся серой краской, но приехал и увидел совсем другие цвета. Поэтому небо на его картинах хоть и низкое, но не тяжелое и удивительно яркое. Облака смеющиеся и бегущие. Море не мрачное, а мягкое и спокойное, переливающееся всеми оттенками синего.
Архитектуру
Почти одушевленной, потому что кажется, что домики и церкви не просто стоят, а толпятся, толкают друг друга и перешептываются («Облака»). Пики крыш домов, купола церквей как указатели-стрелки тянутся вверх, к небу.
Трагическую историю Соловков
Ее зрители не увидят. Как не увидят серого северного неба, мрачных пейзажей, подавляющей архитектуры и грозного прошлого Соловецкого архипелага. В ракурсе художника переживания маленького человека от увиденного, воплощенные в насыщенных цветах и срывающихся, резких мазках. Наивная радость в почти лубочном исполнении. По словам Евгения Камбалина, для религии все трагические события, имевшие место на Соловках, являются искусственно навязанными. То есть религия никогда не обращалась к сиюминутным мирским вещам, поэтому и ощущения этих событий в картинах нет.
Алексей Загородных, художник:
Картины Жени это результат знания философии и поэзии от Канта до современных философов, от Егора Летова до Бродского и Буковски. Кроме того, как истинный экспрессионист, Женя себя не жалеет, многократно счищает слой за слоем для того, чтобы добиться именно того звучания, которое соответствует его настроению. Его картины это не примитив, а намеренная упрощенность, которая делает картину доступной и ребенку, и человеку подготовленному. Я был на Соловках ровно 20 лет назад, тоже писал картины, хотя они у меня не сложились в единый цикл. Могу сказать, что атмосфера этого места передана точно как края сурового, очаровательного, и в то же время непонятного. Я всегда говорил, что на севере, на Соловецких островах, низкое небо. Но таким оно является не потому, что ты до него дотянулся, а потому что там нет таких архитектурных сооружений, которые мешают человеку оставаться в гармонии с небом. Женя сумел это передать.
Сходить на выставку:
С 9 по 29 октября в арт-галерее «Нефта»
Время работы: 11:00-19:00.
Вход свободный.
Организаторы выставки: арт-группа «Квадрат» и ГУ «Областной молодежный центр» при содействии Воронежского художественного музея им. Крамского.
Партнер выставки:
Евгения Глуховцева, фото Александра Орехова
|
|