Музей старинной музыки
Куда пойти?
27 января 2008, 13:38
|
|
Жителю лучшего города не надо опасаться, что в музее с таким названием показывают кипы нотных записей, которые могут быть интересны лишь профессионалам музыкантам, критикам, историкам. Под старинной музыкой в данном случае подразумевается собрание музыкальных инструментов на похожих давным-давно играли разные люди в разных странах.
Самодельная предыстория
Однажды 40-летний Сергей Плотников, инструктор по труду воронежской школы-интерната №1, обнаружил книгу про технологии изготовления старинных народных музыкальных инструментов. В силу врожденного и непроходящего любопытства, Сергей ту книгу изучил и приступил к изготовлению инструментов по описанным технологиям. Дальше-больше. Он стал расширять свои познания в этой сфере и за несколько лет превратился в настоящего музыкальных инструментов мастера.
Научившись делать то, из чего извлекают музыку, мастер начал учиться собственно музыку извлекать. Он довольно быстро освоил волынку (естественно, своего изготовления) и приступил к репетициям в компании друзей-музыкантов так появился ансамбль «Травень» (волынка, балалайка, флейта и джамбей).
За несколько лет коллекция инструментов выросла настолько, что мастер решил: пора выставить ее на всеобщее обозрение. А тут как раз случился конкурс «РЖД зажигает звезды», в котором ансамбль «Травень» принял участие. Всероссийского конкурса не выиграли (стали победителями воронежского этапа), но зато познакомились с дирекцией ДК Железнодорожников. Выслушав соображения мастера о создании музея, дирекция согласилась предоставить ему помещение.
Сегодня в музее старинной музыки:
- выставочный зал,
- мастерская по изготовлению инструментов,
- репетиционная база ансамбля «Травень».
Все это в двух небольших помещениях.
Сергей Плотников, мастер, экскурсовод, фолк-музыкант:
Сделанные мною инструменты всегда вызывали живой интерес большого количества людей, куда бы мы ни приезжали. А за 4 года существования нашего ансамбля мы побывали на многих бардовских фестивалях. На одном из «Рамонских родников» (фестиваль авторской песни в Рамони) мы познакомились с Сергеем Никитиным он восхитился, узнав, что мы играем на инструментах собственного изготовления.
Многонациональный колорит
Создатель музея и по совместительству его экскурсовод встречает гостей в русском национальном костюме (изготовлен женой мастера) рубаха, перехваченная поясом, домотканые штаны, на ногах поршни (делаются из лоскутов сыромятной или дубленой кожи, в Древней Руси наиболее распространенный вид обуви). И гости, фольклорно настроенные видом хозяина, начинают постигать особенности строения и звучания разно-национальных инструментов, коих в музее представлено более 40.
Из лекции экскурсовода можно узнать, что:
- в Японии играли и на гуслях, и на арфе, причем эти инструменты были совмещены в одном, который назывался кото. Длинной он был около 180 см, звучал в основном при императорском дворе. Кото используют и сегодня, услышать его можно в записях маэстро Оливера Шанти Buddha and Bonsai/Chinese Relaxation.
- славянские гусли бывают 3-х видов: крыловидные, шлемовидные и с игровым окном. Наиболее древние те, которые с игровым окном, внешне они напоминают лиру, и играют на них в вертикальной («лирной») позиции. Шлемовидные гусли названы так, поскольку их форма напоминает шлем (хотя в некоторых случаях наполеоновскую треуголку). А вот крыловидные гусли на крыло похожи не так часто, но у них обязательно есть так называемый «открылок» дополнительная резонирующая дека.
- рожки, жалейки, кугиклы «пастушьи дудочки» отличаются простотой изготовления (рожок из березы, клена, либо можжевельника; жалейка из дерева или тростника с раструбом из бересты или рога; а кугикла из болотной травы куги).
- кельтская (ирландская) арфа с 9 ноября 1945 года является символом Ирландской Республики.
- волынка была одним из любимых инструментов императора Нерона.
- на колесной лире (она же органиструм, она же харди-гарди) в начале второго тысячелетия нашей эры играли вдвоем: один вращал колесо, которое заставляло вибрировать струны, а второй, собственно, воспроизводил мелодию. Со временем громоздкий инструмент сделался более компактным, и необязательно искать единомышленника, если захочется на нем поиграть.
- итальянские моряки для подачи сигналов использовали инструмент собственного изобретения тромба марина.
- для музыкального сопровождения уроков танца в Европе с XVI до начала XIX в. использовалась 35-сантиметровая скрипка пошетта (от франц. pocheter «носить в кармане»).
- бразильский боевой танец «капоэйра» исполняется под звуки, извлекаемые из инструмента беринбау это нечто, похожее по форме на боевой лук, один конец которого фиксируется в высушенной бутылочной тыкве.
Коллекция музея продолжает пополняться.
Помимо теоретических познаний и визуальных впечатлений, посетители могут опробовать инструменты на практике т.е. поиграть на них. А если среди посетителей окажется человек, увлеченный фолком, или только что увлекшийся им, музыканты ансамбля «Травень» с удовольствием обсудят возможность какого-нибудь совместного проекта.
Сергей Плотников:
Я человек, открытый для общения. Чем больше людей придет в мой музей и влюбится в эти инструменты, тем лучше.
Для организованных групп экскурсия по музею старинной музыки стоит всего 30 рублей с человека. Для «стихийных» же посетителей цена билета и вовсе не нормирована на ручке входной двери музея висит мешок, куда каждый волен положить столько денег, сколько сочтет нужным. Так сказать, пожертвовать «на развитие народного промысла».
Посетить музей старинных инструментов:
ул. Никитинская, д.1 (ДК Железнодорожников, 1 этаж)
Время работы: ПН-ПТ: 10:00-16:00
Большое спасибо Сергею Плотникову за помощь в подготовке материала.
Александр Орехов
|