Информационно-новостной портал города Воронеж: основные события, афиша, справочная служба, адреса, телефоны... Бизнес, спорт, культура, кино, экономика, медицина и здоровье, наука.Информационный городской портал Воронежа. Статьи, публикации, мнения, последние новости столицы центрального-черноземного региона.
Войти на сайт
Имя:   Пароль: 
Регистрация  |  Забыли пароль?
  ПОИСК  
<< 2008 >>
<< ЯНВАРЬ >>
пн вт ср чт пт сб вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Категории:


Статьи | Категория: Куда пойти? | Музей старинной музыки Всего статей: 1123
Музей старинной музыки
Куда пойти?
27 января 2008, 13:38

Жителю лучшего города не надо опасаться, что в музее с таким названием показывают кипы нотных записей, которые могут быть интересны лишь профессионалам — музыкантам, критикам, историкам. Под старинной музыкой в данном случае подразумевается собрание музыкальных инструментов — на похожих давным-давно играли разные люди в разных странах.

Самодельная предыстория

Однажды 40-летний Сергей Плотников, инструктор по труду воронежской школы-интерната №1, обнаружил книгу про технологии изготовления старинных народных музыкальных инструментов. В силу врожденного и непроходящего любопытства, Сергей ту книгу изучил и приступил к изготовлению инструментов по описанным технологиям. Дальше-больше. Он стал расширять свои познания в этой сфере и за несколько лет превратился в настоящего музыкальных инструментов мастера.

Научившись делать то, из чего извлекают музыку, мастер начал учиться собственно музыку извлекать. Он довольно быстро освоил волынку (естественно, своего изготовления) и приступил к репетициям в компании друзей-музыкантов — так появился ансамбль «Травень» (волынка, балалайка, флейта и джамбей).

За несколько лет коллекция инструментов выросла настолько, что мастер решил: пора выставить ее на всеобщее обозрение. А тут как раз случился конкурс «РЖД зажигает звезды», в котором ансамбль «Травень» принял участие. Всероссийского конкурса не выиграли (стали победителями воронежского этапа), но зато познакомились с дирекцией ДК Железнодорожников. Выслушав соображения мастера о создании музея, дирекция согласилась предоставить ему помещение.

Сегодня в музее старинной музыки:

  • выставочный зал,
  • мастерская по изготовлению инструментов,
  • репетиционная база ансамбля «Травень».
Все это — в двух небольших помещениях.


Сергей Плотников

Сергей Плотников, мастер, экскурсовод, фолк-музыкант:
Сделанные мною инструменты всегда вызывали живой интерес большого количества людей, куда бы мы ни приезжали. А за 4 года существования нашего ансамбля мы побывали на многих бардовских фестивалях. На одном из «Рамонских родников» (фестиваль авторской песни в Рамони) мы познакомились с Сергеем Никитиным — он восхитился, узнав, что мы играем на инструментах собственного изготовления.


Многонациональный колорит

Создатель музея и по совместительству его экскурсовод встречает гостей в русском национальном костюме (изготовлен женой мастера) — рубаха, перехваченная поясом, домотканые штаны, на ногах поршни (делаются из лоскутов сыромятной или дубленой кожи, в Древней Руси наиболее распространенный вид обуви). И гости, фольклорно настроенные видом хозяина, начинают постигать особенности строения и звучания разно-национальных инструментов, коих в музее представлено более 40.

Из лекции экскурсовода можно узнать, что:

  • в Японии играли и на гуслях, и на арфе, причем эти инструменты были совмещены в одном, который назывался кото. Длинной он был около 180 см, звучал в основном при императорском дворе. Кото используют и сегодня, услышать его можно в записях маэстро Оливера Шанти Buddha and Bonsai/Chinese Relaxation.

  • славянские гусли бывают 3-х видов: крыловидные, шлемовидные и с игровым окном. Наиболее древние — те, которые с игровым окном, внешне они напоминают лиру, и играют на них в вертикальной («лирной») позиции. Шлемовидные гусли названы так, поскольку их форма напоминает шлем (хотя в некоторых случаях — наполеоновскую треуголку). А вот крыловидные гусли на крыло похожи не так часто, но у них обязательно есть так называемый «открылок» — дополнительная резонирующая дека.
  • рожки, жалейки, кугиклы — «пастушьи дудочки» — отличаются простотой изготовления (рожок — из березы, клена, либо можжевельника; жалейка — из дерева или тростника с раструбом из бересты или рога; а кугикла — из болотной травы куги).
  • кельтская (ирландская) арфа с 9 ноября 1945 года является символом Ирландской Республики.
  • волынка была одним из любимых инструментов императора Нерона.

  • на колесной лире (она же органиструм, она же харди-гарди) в начале второго тысячелетия нашей эры играли вдвоем: один вращал колесо, которое заставляло вибрировать струны, а второй, собственно, воспроизводил мелодию. Со временем громоздкий инструмент сделался более компактным, и необязательно искать единомышленника, если захочется на нем поиграть.
  • итальянские моряки для подачи сигналов использовали инструмент собственного изобретения — тромба марина.
  • для музыкального сопровождения уроков танца в Европе с XVI до начала XIX в. использовалась 35-сантиметровая скрипка пошетта (от франц. pocheter — «носить в кармане»).
  • бразильский боевой танец «капоэйра» исполняется под звуки, извлекаемые из инструмента беринбау — это нечто, похожее по форме на боевой лук, один конец которого фиксируется в высушенной бутылочной тыкве.
Коллекция музея продолжает пополняться.


Помимо теоретических познаний и визуальных впечатлений, посетители могут опробовать инструменты на практике — т.е. поиграть на них. А если среди посетителей окажется человек, увлеченный фолком, или только что увлекшийся им, музыканты ансамбля «Травень» с удовольствием обсудят возможность какого-нибудь совместного проекта.

Сергей Плотников:
Я — человек, открытый для общения. Чем больше людей придет в мой музей и влюбится в эти инструменты, тем лучше.

Для организованных групп экскурсия по музею старинной музыки стоит всего 30 рублей с человека. Для «стихийных» же посетителей цена билета и вовсе не нормирована — на ручке входной двери музея висит мешок, куда каждый волен положить столько денег, сколько сочтет нужным. Так сказать, пожертвовать «на развитие народного промысла».

Посетить музей старинных инструментов:
ул. Никитинская, д.1 (ДК Железнодорожников, 1 этаж)
Время работы: ПН-ПТ: 10:00-16:00


Большое спасибо Сергею Плотникову за помощь в подготовке материала.

Александр Орехов

Комментариев: 0

© 2005–2024 «Лучший Город». Все права защищены.
Контакты  |  Реклама на порталах

Лента новостей RSS

При частичном использовании материалов портала
гиперссылка (hyperlink) на «Лучший Город — Воронеж» обязательна.
Полное использование материалов возможно только
с разрешения редакции.

Интернет-портал Лучший Город (Best City)
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 79138 от 22.09.2020
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель — ООО «ВСС»
Главный редактор — Куранов Ю.Г.
E-mail: sales@best-city.ru
Телефон: +7 (903) 798-68-89

Поиск по сайту
 
Расширенный поиск  |  Карта сайта