С 28 апреля по 1 мая, когда политически активные воронежцы ходили на демонстрации с флагами, а форумцы best-city обсуждали эстонский вопрос, любители аниме из 15 регионов радовались жизни на Всероссийском фестивале японской анимации номер ноль семь.
Фестиваль номер «ноль семь»
Фестивали аниме проводятся в России с начала 2000-х: сперва появились маленькие и «для своих», а потом большие и для всех. Участники этих фестивалей:
- смотрят мультфильмы;
- общаются друг с другом;
- проводят косплей-шоу.
Косплей (от англ. costume play) костюмированная игра: люди в костюмах мультипликационных персонажей и в соответствующем гриме разыгрывают сцены из аниме. Но если в Японии особо ценится проработанность костюма, то у нас стремятся к полному соответствию образу, т.е. копируют манеры поведения, речевые обороты, передают характер любимых героев.
Женя «Кикуараши» Тулякова, член оргкомитета воронежского фестиваля:
Аниме-фестиваль в Воронеже самый старый. Первый проходил в 2000 году в кинотеатре «Юность», со-организатором выступало общество «Fumoto». Показывались преимущественно японские художественные фильмы и чуть-чуть аниме. Народу было мало, как, впрочем, и на втором фестивале. А вот на третьем случился бум! Во-первых, фестиваль приобрел статус всероссийского: приехали люди из Ростова-на-Дону, Москвы, Обнинска, были гости из Минска. На этом фестивале мы провели свое первое косплей-шоу, которое сразу же оказалось массовым. Показали куда больше аниме, чем раньше. Провели первое шествие косплееров по городу. В общем, начиная с номера три, фестиваль стал похож на то, чем он является сейчас.
День первый. Открытие
Вечером 28 апреля, уже за час до мероприятия, у входа в кинотеатр «Спартак» собралась толпа поклонников аниме.
После торжественного открытия был показан фильм, в котором исследователь аниме-движения Кёсинмен-сан вместе с русскоговорящей иностранкой Женей постигает российскую аниме-реальность. Из фильма стало известно, что:
- страшноватого вида люди в спортивных костюмах, фотографирующиеся на Красной площади, в детстве смотрели «Покемон» и «Сейлор Мун»;
- до Японии рукой подать (по мнению одной девушки, всего 2000 км);
- воронежские анимешники больше, чем московские, смахивают на японских (а в чем-то, к удивлению Кёсинмена, и превосходят их).
В заключении собравшимся показали кадры из самых значимых аниме прошедшего года и первые серии из трех самых популярных сериалов, запущенных в 2006 году.
День второй. Мультипликационный
Второй день воронежского аниме-фестиваля был полностью посвящен показу аниме (в «Спартаке»). Первым сеансом, рано утром, повторяли программу открытия фестиваля для тех, кто не посмотрел ее прошедшим вечером.
А затем последовала череда аниме-творений:
- «Ночная буря». Душещипательное произведение о дружбе козленка Мей и волка Гав, которые случайно познакомились во время сильного дождя в заброшенном сарае. Запомнилась фраза: «Тебе со мной, наверное, неприятно гулять, я ведь козел».
- Первые три серии сериала «Карас» о демонах, паранормальных явлениях и полицейских, которые пытаются во всех этих явлениях разобраться. После просмотра осталась масса вопросов и никакой возможности найти на них ответы: пока отснято лишь три серии из запланированных шести.
- «Хищные куклы». Главный вопрос фильма способен ли робот испытывать эмоции и что от этого может произойти? Несмотря на философский подтекст, зал воспринял это аниме с юмором: веселые комментарии сыпались со всех сторон.
- «Сказания Земноморья». Дебютная работа сына известного мультипликатора-сказочника Хаяо Миядзаки («Унесенные призраками», «Принцесса Мононоке») Горо Миядзаки. В основе цикл произведений Урсулы Ле Гуин.
Третий день. Косплей и Ночь
Люди в костюмах любимых героев начали собираться у воронежского Дворца детей и юношества уже в 11:00 за два с половиной часа до начала. К объявленному сроку площадь была полна: собралось больше 600 человек.
Женя «Кикуараши»:
В какой-то мере воронежское косплей-шоу уникально наша домашняя атмосфера ценится по всей стране. А нас прежде всего шоу, не конкурс.
Шоу благополучно завершилось в десятом часу вечера. В это время в «Спартаке» уже вовсю шло экспериментальное «пластилиновое» аниме «Господин Зеленый Горох», собирались люди, желающие попасть на «Ночь аниме». В программу «Ночи» входил, в отличие от прошлых лет, всего лишь один фильм знаменитый среди анимешников сериал «Paradise Kiss» картина о взрослой самостоятельности, ответственности за свои поступки и последствии решения быть отличным от других.
«Ночь аниме» завершилась в 5:00.
День четвертый. Последний
Фестивальное утро 1 мая началось костюмированным аниме-шествием от Дома актера до кинотеатра «Юность». Затем была фотосессия.
Программа фестиваля завершилась рядом семинаров. На них, в частности::
- редактор журнала «АнимеГид» Валерий Корнеев прочел лекцию о токийском районе Акихабара (этот район своеобразная Мекка для любителей аниме и манги);
- Алекс Лапшин (вице-президент клуба любителей аниме и манги «R.An.Ma»)рассказал о японском телевидени;
- актеры студии дубляжа «Esquire Inc.» поделились профессиональной информацией;
- Надежда Дружинина представила обзор аниме-фестивалей, проводимых во Франции;
- Елена Юсова провела семинар о коллективном косплее.
Послесловие: история вопроса
В XII веке буддистский монах Тоба (по другой версии, Какую) на бумажных свитках тушью нарисовал четыре юмористические истории, рассказывающие о животных, которые изображали людей и о монахах, нарушивших устав. Эти рисунки с подписями к ним до сих пор хранятся в монастыре, где жил Тоба. Эти истории в картинках вполне могут считаться предками современного аниме.
В начале XIX в. появилась «манга» японские комиксы. Слово придумал художник Кацусико Хокусай в 1814 году для серии своих гравюр, и означало оно «гротески», «странные (или веселые) картинки». Почти вся манга по традиции рисуется и издается до сих пор черно-белой, и считается важным жанром традиционной японской живописи. Манга составляет от трети до половины всей публикуемой в Японии печатной продукции. Она уважаема и как форма изобразительного искусства, и как литературное явление.
По особенно популярной манге (чаще всего по манга-сериалам) снимается аниме. Японского слово «аниме» это сокращенное до трех слогов английское «animation» (анимация).
В 2005 г. было обнаружено аниме, созданное приблизительно в 1907 г. В нем всего 50 кадров, нарисованных на целлулоидной ленте. Сюжет незамысловат: мальчик рисует иероглифы (значение которых «отражающиеся картинки»), затем поворачивается к зрителю, снимает шляпу и кланяется. Художник и автор этой анимации неизвестен.
Российский зритель постарше с японской мультипликацией познакомился в начале 70-х, когда в советских кинотеатрах крутили картины совместного (СССР-Япония) производства, «Летающий корабль-призрак», «Кот в сапогах». Люди помоложе приобщились к японской анимацией во время видеобума в конце 80-х начале 90-х. Тогда и зародилось потихоньку российское аниме-движение. Вскоре на телевидении начали крутить аниме-сериалы. Сначала «Трансформеры», незабвенная «Сейлор Мун» и «Гонщик Спиди», позже «Покемон» и некоторые другие.
faranor, loner, beles.
Еще фото.
И еще.
Артем Рощупка
|