По мнению историков, прототип разбойника Кудеяра жил то ли в эпоху татаро-монгольского ига, то ли при Иване Грозном. Некоторые исследователи, правда, полагают, что такого человека не было вообще, и Кудеяр это собирательный образ русского Робина Гуда. Но народная память несколько веков хранит легенды и песни о благородном разбойнике.
Согласно преданиям, Кудеяр был братом Ивана Грозного, от которого царская семья решила избавиться. Воспитанный крымским ханом, он вернулся на Русь, собрал банду разбойников и стал наводить ужас на помещиков и купцов южных русских земель. Народ запомнил атамана как защитника бедных, но жестокого врага знатных и богатых людей. Огромные сокровища, доставшиеся разбойнику в результате грабежей, были спрятаны в самых укромных местах. По легендам, Кудеяр наводил на свои клады заклятия, чтобы никто не мог их найти. Но однажды разбойнику якобы явился святой Николай Чудотворец. Он приказал оставить жестокое занятие и провести остаток жизни в покаянии. По одним сказаниям, Кудеяр стал жить отшельником в выкопанной им землянке, по другим ушел в монастырь монахом.
Вот по этим легендам и был снят фильм «Легенда о Кудеяре». Его режиссером стал генеральный продюсер студии «Фильмокей» Виталий Золотухин, автором сценария Станислав Бураков.
Создатели фильма пояснили, что сначала в их планы входило снять трилогию, посвященную воронежской истории. Кроме фильма о Кудеяре, в нее должны были войти картины, рассказывающие о донских пещерах и древнем городе Вантите, который существовал в IX веке на месте Воронежа. Но в силу того, что в каждой теме оказались свои особенности, студия решила работать над каждым фильмом отдельно.
Станислав Бураков, автор сценария фильма:
Перед нами встала серьезная задача: как в доступной форме рассказать зрителю об истории? Научное знание в чистом виде интересно только специалистам. И мы обратились к легендам. Легенды это такая же часть культуры, как и летописи. Разница лишь в том, что это не прямое отражение исторической действительности, а преломление ее через народное сознание. Это наша неписаная история.
К работе над фильмом были привлечены специалисты историки, фольклористы, краеведы, любители исторической реконструкции. Воронежский фольклорный ансамбль «Паветье» с помощью преподавателя Академии искусств Галины Сысоевой восстановил и записал средневековые русские песни, которые сделали саундтрек картины очень своеобразным. Съемочная группа даже ездила на консультацию к писательнице Марии Семеновой, написавшей книгу о «современном Кудеяре» («Кудеяр. Аленький цветочек»).
Станислав Бураков:
О Кудеяре известны сотни легенд. Мы начали сопоставлять их с реальной исторической действительностью. Мы не собирались делать последовательное жизнеописание разбойника. Каждая легенда дополняла многогранный образ, воссоздавала дух времени. Порой фильм напоминает лоскутное одеяло. Можно сказать, что мы к этому стремились. Чтобы каждый нашел в судьбе разбойника свою истину. Наука сделала наш рассказ весомым, а фольклористика интересным.
На презентацию были приглашены известные творческие и общественные деятели лучшего города, которые высоко оценили первый шаг студии. Много было сказано и об актуальности картины для сегодняшнего общества.
Станислав Бураков:
Если сравнивать ситуацию с современностью, то кто является нашими героями? В середине девяностых это был Данила Багров из фильма «Брат», потом Саша Белый из «Бригады» и, наконец, герои фильма «Бумер». Трудно сказать, что выбор режиссерами одной и той же темы совпадение. Просто нашим современникам нравится герой, способный сам вершить правосудие. Они оправдывают ожидания народа, его чаяния. Как ни парадоксально, но таков же образ главного героя первого фильма «Легенда о Кудеяре». Отличие только в том, что образ Кудеяра более многогранный. В легендах нашего края о нем рассказывают не только как о разбойнике, но и как о человеке, обладавшем магической силой, как о народном заступнике. Наконец, для многих поучителен конец его жизни, когда престарелый разбойник раздал награбленное и ушел в монастырь молить прощения своей грешной душе.
о. Александр Домусчи, священник Воронежско-Борисоглебской епархии РПЦ:
Разбойники ведь и сейчас существуют, они только по-другому называются. Лично для меня в этом фильме важна тема покаяния. Не раскаяния, а именно деятельного акта покаяния.
Остается добавить, что фильм создавался исключительно на бюджете самой студии спонсоры к финансированию не привлекались. В начале следующего года все желающие смогут приобрести картину на DVD-дисках.