micropoozz: У меня вот какой вопрос: как защитить себя от недобросовестной рекламы?
В.П.:
Защитить себя от недобросовестной рекламы можно только знанием тех требований, которые предъявляются к рекламной деятельности. Или, обратившись в антимонопольные органы по месту размещения такой рекламы.
psisa: По поводу нового закона о рекламе. Действительно ли сократился ее объем на телевидении? В каком именно месте он сократился? Лично я ничего такого не ощущаю. И можно ли воздействовать как-то на частоту показа одного и того же ролика в течение часа? Ну задолбал ТЕЛЕ-2!!!
В.П.:
Объем телевизионной рекламы действительно сократился и упорядочился. В настоящее время общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы, не может превышать 15% времени вещания в течение часа (ст. 14 ФЗ «О рекламе»). Нарушения могут быть, и, если они становятся известны, то будем принимать меры.
К сожалению, на частоту показа одного и того же ролика повлиять практически невозможно, можно лишь «голосовать ногами»: не приходя в тот или иной магазин или не покупая ту или иную услугу, если вам не нравится реклама.
psisa: Сегодня же засяду у телевизора с секундомером… кому сообщать о нарушениях? Вам?
В.П.:
В УФАС по Воронежской области.
Patishka: Как теперь согласовывать «наружку» в городе? Какой документ это регулирует?
В.П.:
Насколько мне известно, документа, регулирующего порядок согласования в городе наружной рекламы, мы не имеем. И это еще раз говорит о том, что часто муниципалитет теряет доходы только по своей вине.
VVS: Почему на въезде в город со стороны Москвы (Памятник Славы) висит баннер МТС с изображением ребенка, ведь по закону о рекламе изображения детей не должны присутствовать в рекламе, или законы изменились?
В.П.:
Действительно, согласно п. 2 ст. 20 ФЗ «О рекламе», в редакции, которая действовала до 1 июля 2006 года, такой запрет был. В настоящее время реклама с использованием образов несовершеннолетних регламентируется ст. 6 ФЗ «О рекламе» и предполагает возможность использования образов несовершеннолетних в соответствии с указанной нормой закона.
marty: Раздражает тот факт, что, прерывая трансляцию чего бы то ни было рекламной вставкой, работники каналов делают рекламу на несколько порядков громче, чем, скажем, идущий фильм. Противоречит ли это закону, и как с этим бороться?
В.П.:
Если это действительно повышение уровня звука по отношению к СРЕДНЕМУ уровню звука передачи, то это нарушение. Но зачастую мы принимаем за повышение УРОВНЯ звука его «ПЛОТНОСТЬ». При одной и той же громкости более «плотный» звук кажется громче.
micropoozz: В наши дни реклама буквально повсюду: на улицах, по телевидению, в городском электротранспорте, в печатных изданиях, на аэропланах. Многие уже не обращают на нее внимания или думают, что не обращают. Однако рядом с нами маленькие существа, сознание которых впитывают окружающий мир, как губка — наши дети. Что если реклама содержит в себе неэтичный аспект? Ведь в погоне за тем, чтоб на товар обратили внимание, рекламщики порой обращаются к довольно спорным приемам: изображение насилия, откровенные фотографии и проч. Поэтому мой вопрос следующий: можно ли бороться с неэтичной рекламой? Если да, то как это сделать в существующих правовых рамках?
В.П.:
В большинстве стран этичность рекламы регулируется самим бизнес-сообществом. При этом законодательно поднять уровень этики или культуры не удавалось практически никому. В настоящее время в России этичность рекламы регулируется пп. 5, 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», хотя юридически доказать, что та или иная реклама неэтична, довольно сложно. Это зависит от различных подходов к понятию «этика», которого в законе не дано.
podarochek: Как вам кажется, что будет эффективнее (и реально осуществимее): привнесение международных этических норм с помощью, скажем, новой версии «Международного кодекса рекламой практики», разработанного в том числе и Комиссией по маркетингу и рекламе при российском комитете ICC WBO (Международной промышленной палаты)? Или же — «свой», особенный путь?
В.П.:
Наше бизнес-сообщество недостаточно консолидировано, и поэтому на данном этапе невозможно прийти к консенсусу по поводу размещения той или иной рекламы. Если один из каналов отказал рекламодателю, например, по этическим соображениям, то другой, возможно, в пику, берет эту рекламу. Даже если для последнего это «неформат». Цель наших СМИ сегодня — не борьба за рекламодателя, а борьба с конкурентом.
podarochek: Но при этом процесс образования саморегулируемых организаций рекламистов медленно, но идет. Вам не кажется, что не бизнес-сообщество целиком, а именно определенная организация может задавать тон игры на рекламном рынке, формируя кодекс этики и систему наказаний за уклонение/нарушение его? И как Вы думаете, есть шанс у подобных объединений ввиду особенностей нашей «почвы» на то, чтобы к ним действительно прислушивались государство, сообщество рекламистов и бизнес-сообщество?
В.П.:
Проблема «значимости и весомости» такого объединения и есть основная. В настоящее время я не могу назвать какую-либо организацию саморегулирования, которая бы была безусловным арбитром на рынке рекламы. А все ужесточения законодательства именно из-за ее отсутствия.
po: Последние поправки в ФЗ О рекламе» — какой они дают эффект, как соблюдаются и, в частности, когда уже будут бороться со спамом?
В.П.:
По новой редакции ФЗ «О рекламе» в настоящее время только формируется правоприменительная практика. Много требований появилось только с июля. Поэтому подводить итоги пока рано.
podarochek: Скажите, действительно ли работает запрет, введенный новой редакцией закона на «зонтичную» рекламу? Не появилось ли «зонтиков» под старыми «зонтиками»?
В.П.:
А что, у нас «Nemiroff» продолжает спонсировать бокс?
zl-day: Скажите, пожалуйста, как давно существует УФАС? Было ли оно во времена строительства «финансовых пирамид» ОАО «МММ»? Почему своевременно не запретили рекламу этой и многих других мошеннических структур? Возможно ли в настоящее время подобная реклама?
В.П.:
Воронежскому управлению ФАС России 13 января 2007 года исполнится 15 лет. Таким образом, мы существуем с 1992 года (только тогда название было иное). Во время строительства «финансовых приамид» рекламная деятельность не имела законодательного регулирования. Первый нормативный правовой акт о рекламе был издан 10 июня 1994 года. Это был указ Президента РФ №1183 «О защите потребителей от недобросовестной рекламы». До него антимонопольные органы занимались контролем за соблюдением законодательства о конкуренции и о защите прав потребителей. Как раз после выхода этого указа такая реклама пропала из эфира.
В настоящее время подобная реклама невозможна в силу требования статьи 28 ФЗ «О рекламе», предусматривающей обязательность указания всех условий финансового договора, если в рекламе сообщается хотя бы об одном из условий (в частности, проценты по вкладам или кредитам).
Joe Black: Расскажите, пожалуйста, как осуществляется мониторинг рекламы, нарушающей закон? И чем всё-таки закончилась история с «Рубином» («Рубин-Ювелир»)? В ходе своей рекламной кампании в ноябре-декабре 2005 г. у них использовалась фотография, очень напоминающая одного актера. Как писала пресса, после разбирательства ФАС признало, что на фото изображен директор «Р-Ю»…
В.П.:
Законодательство, да и количество сотрудников, в должностные обязанности входит контроль за соблюдением законодательства о рекламе на территории Воронежской области, не предполагают тотального государственного контроля за этой сферой. Вместе с тем, больше всего мониторинг недостоверной, неэтичной, либо другой нарушающей закон рекламы проводят конкуренты. Они-то и являются первыми заявителями в УФАС в случае ваших ошибок.
О «Рубине». По действовавшим в то время нормам законодательства (новый закон вступил в силу 1 июля 2006 г.) рекламу с изображением известного актера можно было пресечь двумя путями. Первый в случае, если есть заявление от его агентов («Нарушение авторского права»), Второй в случае, если это изображение взято (скопировано) из другой рекламы другого товара. Т.к. эта фотография была взята с сайта и не являлась элементом рекламы какого-либо товара, а заявления, естественно, не было, то юридические основания для применения санкций к «Рубину» отсутствовали. Вместе с тем, магазин был оштрафован на 40 000 рублей за несогласование размещения всего лишь ОДНОГО рекламного щита в Северном районе Воронежа с органами местного самоуправления. Иных нарушений установлено не было.
Но ту бесплатную PR-кампанию, которую сделали магазину сами же журналисты, можно оценить намного дороже, чем сумма штрафа, да и стоимость всей рекламы с использованием изображения актера. Думаю, что это удача «Рубина».
zl-day: Блестящий пример «вирусного маркетинга»! А как Вы (и закон) относитесь к подобного рода «медиавирусам»?
В.П.:
Если это не противоречит закону, то мы относимся к этому нормально.
mishina: Правильно ли я поняла, что наиболее часто в вашу организацию с сообщениями о нарушении законодательства в области рекламы обращаются участники рынка, которых не устраивает реклама конкурентов? Не становится ли таким образом УФАС исключительно инструментом для противоборства конкурентов? Или заявления от граждан тоже встречаются? если да — какого рода?
В.П.:
Как правило, в настоящее время конкуренты не пишут заявления от своего имени, пишут как раз физические лица. Согласиться с тем, что УФАС является инструментом для противоборства конкурентов, нельзя. Если ты нарушаешь закон, то это и есть недобросовестная конкуренция. А если не нарушаешь, а заявление на тебя приходит, то оно в конечном итоге не будет иметь результатом ущемление интересов добросовестного участника рынка. Не каждое заявление является обоснованным. И в этом случае мы так и отвечаем заявителю.
psisa: А какой процент «необоснованных заявлений» к вам поступает?
В.П.:
В настоящее время по ФЗ «О рекламе» уже маленький. Многие научились отделять требования законодательства от личных претензий. Но процент необоснованных заявлений — это «болезнь» любого нового закона. Например, в сфере осуществлениия надзора за конкурсами на закупки для муниципальных и государственных нужд таких 60%.
yuh: Возможно вопрос не совсем к вам, но не спросить не могу. Огромный объём действительно удачной с точки зрения юмора, исполнения и идеи рекламы проходит мимо наших телеэфиров. Зато выходит жуть типа «Тайдов» etc. Возможно, в этом виновата как раз защита от различного рода рекламных кампаний?
В.П.:
Думаю, что нет. Потому что, как правило, хорошо исполненная креативная реклама имеет мало бюджета для эфира. Нашим рекламодателям, видимо, такая реклама не нужна. А государство с хорошей рекламой не борется.
po: А не было мысли у ФАС поощрять сообщения о нарушениях гонорарами?
В.П.:
Нас тоже не поощряют гонорарами. Но пока работаем.