|
Первое толковое описание техники танца появилось в 1462 году, а опера возникла столетием позже — в одном из музыкальных кружков Флоренции в конце XVI века. К тому времени балет уже давно танцевали — премьера первого из них состоялась в Париже в 1581 году, и длился он пять часов.
В России и балет, и опера появились почти одновременно — в начале XVIII века. В 1731 году жители Петербурга впервые услышали оперное пение в исполнении итальянской труппы. А в 1736 году императрица Анна Иоанновна завела при своем дворе традицию наслаждаться балетными постановками.
Долгое время разделение балета и оперы было весьма условным, поскольку никакое оперное представление не обходилось без участия танцоров. Самостоятельное значение балет получает благодаря французскому балетмейстеру Ж.-Ж. Новерру в 1763 году. Однако в России актеры первой оперной труппы, созданной в 1803-м, по-прежнему имеют широкую специализацию — занимаются одновременно и оперой, и балетом, и даже драмой. Разделение произошло только в 1836-м.
Но все равно балет и опера продолжают жить под одной крышей. Во всяком случае, в лучшем городе эта традиция сохраняется.
…И явилась труппа
В августе 1931 году газета «Коммуна» порадовала сообщением, что в летнем театре Первомайского сада состоится представление музыкальной комедии «Розмари». Представляла ее передвижная труппа Лазаря Аркадьевича Лазарева. Руководитель труппы, ровесник ХХ века, не сразу пришел к артистической деятельности. Сперва пришлось послужить в армии и даже поработать контролером на железной дороге. А ведь Лазарь Аркадьевич происходил из музыкальной семьи и образование получил от отца — дирижера
Помимо музыкального и актерского, у него был и талант руководителя. Это позволило собрать действительно замечательную команду, каждый член которой был заметным явлением: Анна Ковалевская — лирическая героиня, Анна Алмазова — молодая героиня, комик Георгий Дарский, великолепный фрачный герой Валентин Фразе. Всего в труппе работало около 70 человек. Благодаря им и появился в Воронеже Театр музыкальной комедии.
По сценам и весям
Долгое время коллектив не имел собственной сценической площадки. Работали и в летнем театре Первомайского сада, и в клубе имени Дзержинского (сейчас в этом здании располагается ТЮЗ), и в помещении, которое ныне занимает кинотеатр «Юность».
На время оккупации города немцами театр был эвакуирован в Сталинобад (Таджикистан). Вернувшись в конце 1943-го, артисты увидели, что им и вовсе негде выступать — сплошные руины. Было принято решение вывезти театр в Борисоглебск, где труппа и работала до 1944 года в клубе при военном училище. Однако жители лучшего города тоже любили оперетту, особенно «лазаревскую». Воронежцев поддерживал и первый секретарь обкома Владимир Тищенко. Он очень способствовал возвращению театра в Воронеж. Было организовано срочное восстановление и небольшая реконструкция кинотеатра «Комсомолец» (сейчас — здание филармонии, про его историю — на стр. 39). Там театр и прожил до 1961 года. Причем въехал он как Театр музыкальной комедии, а выехал — уже как Музыкальный театр.
История повышений
В 1956 году торжественно отмечалось 25-летие театра. Тогда же поступило предложение выехать в Москву с творческим отчетом. Начали готовиться. Через два года поездка состоялась, и с успехом. Присутствовавший на спектаклях Тихон Хренников, тогда председатель правления Союза композиторов СССР, отозвался о театре с большой похвалой и высказал идею, что на его базе в Воронеже можно создать музыкальный театр. Идея всем понравилась — в Министерстве культуры в том числе. Поэтому летом 1959 года спешно стали восстанавливать то самое здание, что на площади Ленина. Строить его начали еще в 1933-м, планировали поселить там Драмтеатр. К началу войны возвели стены, которые война затем и разрушила.
Так что восстановление проходило практически с самого начала. Уже летом 1961 года состоялось новоселье Воронежского Музыкального театра.
А следующее «повышение» случилось через семь лет — появился Театр оперы и балета. Как написано в Указе Министерства культуры РСФСР, потому что «за последнее время в Воронежском музыкальном театре оперные спектакли стали занимать ведущее место, значительно увеличилась посещаемость».
Следующая ступень — звание академического. Все для этого есть — и репертуар, и артисты. Только нужно еще, чтобы театр любили. Все. Поспособствуем?..
|
|