Ликероводочный завод Бутурлиновский. О водке — серьезно
Лучшие компании
13 марта 2006, 17:48
|
|
В глубокой древности славяне пили только родниковую — «живую» — воду. К Х веку придумали веселить сердца «березовицей пьяной» — самопроизвольно забродившим березовым соком. Затем появился «твореный» квас, который в XII веке считался сильным алкоголем. Поклонников его называли «квасниками» — синоним современного «пьяницы». В это же время (в XI–XII веках) широкое распространение получают мед, ол (напиток, похожий на пиво, только с добавлением полыни) и вино из ягод и фруктов. В XV веке на Руси появляется предшественник водки — хлебное вино.
Производить крепкие спиртные напитки во многих странах начали почти одновременно — в XIV–XV веках. Итальянцы и французы получают винный спирт и нарекают его «аквавитой». В Англии появляются первые образцы джина. На территории современной Удмуртии — тогда это называлось Арской землей — обнаружена «кумышка» (молочная водка).
Как и почему водку назвали водкой
Впервые слово «водка» упоминается в конце XVIII века, причем применительно к тому, что имело вкусовые добавки. То есть если с анисом, перцем, тмином, померанцем или еще чем-нибудь таким же душистым, то это водка. А в чистом виде — все равно вино. И в словарях в статье «водка» отправляют к термину «вино».
В начале XIX века слово «водка» закрепилось за лекарственными настоями на спирту. А в приличном обществе это слово все еще не употребляли, считая его жаргонным. К середине века застенчивость прошла, а вот четкого понимания, что нужно называть водкой, а что нет, не появилось. Неопределенность была вплоть до 1894 года, когда правительство России запатентовало менделеевский состав водки — перетроенный (прошедший тройную перегонку) зерновой спирт, разведенный по весу водой точно до 40 градусов. Именно этот продукт назвали национальной водкой «Московской особенной».
Что же касаемо значения слова «водка», то в словаре Даля все просто: «водка» — одна из форм «воды», наряду с «водичкой», «водным» и пр. Другого объяснения, насколько удалось выяснить, не существует.
Между прочим, это исконно русское, выстраданное название у нас чуть было не отобрали ушлые западные производители в 1977 году. Свои претензии они обосновывали тем, что в Советском Союзе производство водки началось в 1923 году (в соответствии с декретом ЦИК и СНК СССР), а в Америке выехавшие из России фабриканты наладили производство уже в 1918 году. В ответ Советская сторона предложила доказать, что водка была изобретена на территории страны-претендента. В Америке и в подключившейся к процессу Европе подумали и выдали ответ: а вы сами докажите, что водка — российское изобретение. Тем более что в разговор вступила Польша с заявлением: мы — единственные, кто должен претендовать на использование данного бренда, так как на нашей территории производить водку начали раньше, чем в Российской империи, можем доказать. Только в 1982 году международный арбитраж решил дело в пользу СССР, и советские рекламщики моментально сочинили слоган: «Only vodka from Russia is genuine Russian vodka!»
Сегодня в России «настоящую русскую водку» производят 434 предприятия. В тридцатку лидеров входит ликероводочный завод Бутурлиновский — одно из старейших предприятий в окрестностях лучшего города.
История
В 1741 году в награду за заслуги перед Отечеством генерал-аншеф Александр Бутурлин получил обширные земли под Воронежем. Там он образовал слободу, заселив ее малороссами из своих украинских поместий. Граф объявил об освобождении жителей поселения от уплаты податей — слобод (поэтому, собственно, и слобода). По этой причине селились в Бутурлиновке охотно, и уже через 20 лет там жили около 5 тыс. человек. В 1842 году жители слободы получили разрешение выкупиться всем на волю. Волю им продали за 2 144 355 рублей. Эта сумма выплачивалась 37 лет. К концу XIX века в Бутурлиновке с населением 23,5 тыс. человек работали 2 винокуренных, 3 кирпичных, 20 кожевенных заводов, а также 86 ветряных мельниц.
Завод, известный ныне как Бутурлиновский ЛВЗ, был построен в 1901 году. В это время по настоянию министра финансов С. Ю. Витте по всей стране строились так называемые винные склады — заводы по производству «хлебного вина». Вот и в Бутурлиновке построили. Предприятие проработало до 1917 года, а потом остановилось — вследствие пожара. Восстановили его только через 11 лет. Зато с тех пор завод не перестает наращивать темпы производства.
Реалии
Сегодня ЛВЗ «Бутурлиновский» является частью группы компаний «Графская слобода», образованной в 1993г. Помимо ЛВЗ, в структуру холдинга также входят: спиртзавод «Пираква» (находится в Бутурлиновке), Торговый дом «Графская слобода» (обеспечивает оптовую и розничную торговлю собственной и импортной продукцией по всей России), фирменный магазин «Графская слобода» и управляющая компания с тем же названием.
В 2005 г., по сравнению с годом предыдущим, объем производства увеличился более, чем в 2 раза и превысил 1 млн. литров.
Продукция
За годы своего существования ЛВЗ Бутурлиновский выпустил около 80 наименований ликеро-водочной продукции. С 2002 года он является эксклюзивным производителем водок серии «Довгань». Основными брендами предприятия на сегодняшний день являются:
- Водки
«Графская слобода»
«Граф Бутурлин»
«Бутурлиновская»
«Довгань»
«Батальная»
- Коньяк «Замок Мефисто»
- Бальзам «Шипова дубрава»
- Ликер «Шоколадный»
География
Весь ассортимент реализуется на территории России и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Водка «Довгань» продается в 80 регионах РФ, а водка «Батальная» — в 25 регионах. 70% водки упомянутых марок покидает пределы Воронежской области. Зато жителям лучшего города и окрестностей остается около 50% водок «Графская слобода», «Граф Бутурлин» и «Бутурлиновская».
Примерно 5% продукции (1500 тыс. дал в месяц) уходят за рубеж. Поближе — в Азербайджан, Армению, Грузию, Казахстан, Молдову, Литву и подальше — в Германию и Великобританию.
Качество
С качественным спиртом все просто — его производят там же, в Бутурлиновке, на заводе «Пираква». С качественной водой проблема тоже решена: ее добывают прямо на территории завода из четырех скважин 140-метровой глубины. Затем артезианская вода проходит дополнительную очистку через кварцевые, угольные, серебряные фильтры. Приготовление собственно водки происходит на самом современном немецком оборудовании.
Стеклянную тару ЛВЗ Бутурлиновскому поставляет Москва, Владикавказ и четыре завода Тверской области. Повторно бутылки не используются. Потому что, во-первых, вторичная тара сказывается на качестве содержимого, а во-вторых дает возможность подпольным производителям тоже собирать бутылки и разливать в них поддельную водку. А так — все знают, что если кто-то фирменные бутылки из-под водки «Батальная» собирает, значит, хочет заняться подпольным бизнесом.
Польза
Для работников
На заводе работает 400 человек — это почти десятая часть всех жителей Бутурлиновки. В корпоративном кодексе записано: «Сотрудники — главный актив нашей компании. Мы заботимся о каждом члене единой команды и способствуем продвижению и карьерному росту, усиливая мотивацию к достижению максимальных успехов в работе. Уделяется постоянное внимание улучшению условий труда работников и состоянию социальной сферы».
Завод действительно оказывает адресную помощь своим работникам (оплачивает санаторно-курортное лечение, например). Имеется квартирный фонд, который распределяется между работающими и пенсионерами. Существует множество реальных историй, подтверждающих возможность хорошей карьеры. Нынешний заместитель генерального директора, например, начал с работы приемщика-сдатчика, а главный бухгалтер 10 лет назад пришла на завод практиканткой.
Для жителей лучшего города
В соответствии со своей миссией («содействие возрождению исторических традиций, пропаганда культуры пития в России среди населения, а также поддержание здорового образа жизни») ЛВЗ «Бутурлиновский»:
- занимается организацией спортивно-развлекательных мероприятий и праздников для жителей как лучшего города, так и его окрестностей (в частности, минувшей осенью оказывалась организационная помощь в проведении Дня города в районных центрах области);
- регулярно спонсирует профессиональные спортивные соревнования и принимает в них участие. За последний год, например, в их числе: проведение 1 открытого городкого чемпионата области по армреслингу на призы группы компаний «Графская слобода»; 1 открытого чемпионата области по пляжному волейболу; участие в областном чемпионате по мини-футболу, где команда «Графской слободы» заняла первое место. Кроме того, пять международных встреч по боксу прошли в лучшем городе благодаря генеральному спонсорству ГК «Графская слобода»;
- помогает «Российскому фонду милосердия и здоровья»;
- организует выездные экскурсии, присоединиться к которым может каждый желающий.
На ликероводочном заводе вам подробнейшем образом объяснят технологию производства, дадут полюбоваться конвейером разливочного цеха, ответят на все вопросы, а в конце научат дегустировать по всем правилам.
Договориться об экскурсии:
Тел.: 55-4445
Большое спасибо за душевную помощь в подготовке материала генеральному директору ЛВЗ Бутурлиновский Геннадию Вячеславовичу Агафонову.
Реплика
Желание рассказать читателям о промышленных предприятиях лучшего города и его окрестностей появилось у нас давно. И вот, благодаря отзывчивости сотрудников группы компаний «Графская слобода», появился первый такой материал. К сожалению, не все испытывают подобную заинтересованность в общении.
В течение октября и ноября редакция ЛГ безо всякого успеха пыталась повстречаться с руководством Воронежской кондитерской фабрики, чтобы сделать материал про это предприятие. Нам задавали самые разные вопросы: зачем вам это надо? Сколько это будет стоить? Почему вы хотите написать именно про нас? А все наши объяснения, что, на наш взгляд, это просто ИНТЕРЕСНО нам и читателям, которые живут в лучшем городе, — никакого понимания не встретили. И пресс-служба холдинга «Группа ГУТА», которой принадлежит ОАО «Объединенные кондитеры», которым в свою очередь принадлежит Воронежская кондитерская фабрика, на наши письма не ответила. До сих пор мы ломаем голову над тем, почему от нас так тщательно скрывают, как попадает повидло в карамель, и почему не хотят ответить, будут ли на Воронежской кондитерской фабрике производить такой шоколад, как у Коркунова?.. Поговорили с коллегами из «Коммерсанта», спросили, как они поступают в случаях, когда им отказывают в информации? Они ответили (вполне логично), что если руководство предприятия не желает общаться со СМИ, значит, СМИ вправе обратиться к кому угодно — например, к бывшим акционерам этого предприятия, или к бывшим сотрудникам, или к проверяющим органам… А уж согласится ли нынешнее руководство с точкой зрения этих самых бывших или проверяющих — никому не ведомо, да уже, собственно, и не интересно. Но все равно мы готовы принять на себя вину за то, что у нас не случилось рассказа о Воронежской кондитерской фабрике. Видимо, не нашли душевного подхода к генеральному директору — Виктору Георгиевичу Лобосову. А к Геннадию Вячеславовичу Агафонову — гендиректору Бутурлиновского ЛВЗ, видимо, нашли… Или он просто менее занятой человек, чем кондитерский директор?
Или начальник отдела маркетинга не донесла до Виктора Георгиевича нашу просьбу?.. Одним словом, не знаем, что и думать. Поэтому мысли в сторону, продолжаем работать!
Уважаемые генеральные директора и замы, а также начальники отделов маркетинга! Мы с удовольствием встретимся с вами и напишем о ваших предприятиях, если вам есть что рассказать жителям лучшего города и его окрестностей.
Наталия Строганова
|