|
С появлением компьютеров стало меньше играющих во дворе детей… И больше играющих на улицах взрослых. Это компьютерные игры вырвались в офф-лайн.
Стрит-игры (street-games, ночные игры, офф-лайн игры) новые взрослые забавы, реальность третьего порядка: сначала были реальные войны, потом про эти войны придумали компьютерные игры, а теперь эти игры вышли на улицы.
Доза «Дозора»
В лучшем городе пока есть только одна стрит-игра «Дозор». Стартовала она в мае 2006 года, проходит в ночь с субботы на воскресенье раз в две недели. Участвует до 12 команд, при этом участников и экипажей в командах не ограничено. За ночь необходимо выполнить 10 заданий. Они представлены в виде загадок, в которых зашифровано место. Угадав место, нужно найти код. Команде, первой нашедшей все коды, достается слава, деньги (50% призового фонда) и почет. Игра платная, взнос с команды сегодня 3900 рублей.
Из чего состоит «Дозор»:
- интеллектуальные загадки. «Дозор» называют клубом знатоков на колесах. Для выполнения заданий нужны знания по краеведению и истории, мощная логика и гибкие ассоциации. Так, например, слова «перловка хороша» превращаются в ул. Перхоровича, а с ошибкой написанные «20 соперов» в дом 20 по ул. Софьи Перовой. Вот пример задания из простых: «Сергов любил все делать наоборот». То же, но в другой формулировке: «Переправа в агрессивной форме». Все это про мост ВОГРЭС. В первом случае надо Сергова «сделать наоборот», а во втором попробовать уловить фонетический намек в словосочетании «в агрессивной». Вот проверьте себя, разгадайте место:
Царь, его царевна,
14 челядят –
6 из них в чинах ходят,
8 в рядовых сидят.
Через 32 квадратных метра
Такой же вточь отряд.
У их дворца найти надо,
Где код в окошке хранят.*
- спорт. «Дозор» предлагает передвижение бегом вне автомобиля, потому что это игра на время в том числе.
- экстрим. Есть такое непечатное слово из «дозорного» словаря «говноместо». Обычно в таких местах прячут организаторы игр коды. Разрушенные дома, заброшенные школы, подземелья, «бомжубежища» наличие таких объектов очень украшает, по мнению участников, игру, добавляет городского экстрима.
- дуракаваляние. Есть в игре такой тип заданий с агентом. Чтобы получить код, нужно, например, в центре города стихи на табуретке прочесть. Агент обнаруживает себя и отдает код не сразу, поэтому всем предоставляется счастье публично попаясничать несколько минут. Кстати, дурачество таких заданий рикошетом почему-то постоянно попадает в одного и того же известного, но далекого от «Дозора» человека:
DiMan_360, капитан команды «Моя орать»:
Выполняем задание около «Дольче виты». Где-то там надо найти агента с зеленым фломастером и «черпалку для приема пищи завернуть в сопливчик и, приложив к третьему глазу, а водоемкость к сердцу, произнести кодовую фразу: «Давайте выпьем на брудершафт за барабанщика». Агент откликнется, если все правильно сделать. Тут кто-то сказал, что в «Дольче вите» сидит мужик, у которого на столе стакан с соком, в котором огромная зеленая трубочка для коктейлей. Мы с криками «Вот он где зеленый прячется» кинулись к окну. Поплющив носы о стекло и озадачив мужчину, убедились что трубочка зеленая, как фломастер, и такая же толстая, с криком «Превед» кинулись к мужику. Амазонка станцевала целую джигу со стаканом и ложкой, прикладывая ее к разным частям своего симпатичного тела. Мужчина благосклонно на все это смотрел, но когда прозвучала фраза «Выпьем на брудершафт за барабанщика», он немного занервничал и начал коситься на спутниц, потом вышел из кофейни. Вот тут-то ему и не повезло нас осенила новая мысль: а может надо к нему приложить стакан??? Сказано сделано, приложили, барабанщика протарабанили, ноль эмоций. Понимаем, что что-то не так. Мужчина, оказался Виктором Собковским владельцем сети магазинов «Sobkovski Line» и ресторана «Азия».
Dozor_Tula, организатор игр «Дозор» в Туле:
Ловим «лису» (машину с агентом «ЛГ»). Вижу «Audi». Наш водитель дает по газам, и в погоню. Хоп. Первая машина не «Audi», вторая тоже, третья «Audi-К7» вроде. Я говорю вот она! Народ не верит, говорит эта тачка стоит 120 штук баксов, как она может быть «лисой»? Ну, памятуя, что может быть все что угодно, преследуем. Если это «лиса», она должна ездить по кругу и повернуть на ближайшем повороте. Оп, смотрим, что водитель нас засек и резко стал уходить в отрыв. Погоня! Сладкое слово «погоня» горячит кровь. Плотно садимся на хвост. Впрочем, сомнения остаются, но тут «лиса» резко разворачивается налево и уходит в обратном направлении по кругу. Ну точно «лиса»! Обгоняем, подрезаем, «лиса» тормозит. Высыпаем из машины, подбегаем. Человек за рулем оказывается воронежским миллионером Собковским. Мы требуем код. Он спрашивает: «Дозор»? Ну а кто еще?.. Кода у него, естественно, нет.
- туризм внутренний. Терновое кладбище, Зеленый театр, загадочный мир ночного Машмета и Отрожки предлагает «Дозор» экспресс-туром за одну ночь. Или город в городе то, мимо чего вы ежедневно проходите не замечая. Например, на очень оживленным перекрестке в Северном районе есть вход в глубочайший тоннель, где хранятся леденящие кровь артефакты неизвестно как попавшие туда детские игрушки. Воронежские диггеры очень гордятся этим подземельем, а «дозорные» в подобные за ночь несколько раз спускаются.
- туризм внешний. «Дозор» проходит в 48 городах России и в 8 городах Украины, Казахстана, Англии. Иногда между городами проводятся игры «на выезд». Воронежские «дозорные» играли в Липецке, где поразились обилием киосков «Липецкпиво» на улицах и сложностью игры. Липчане нанесли ответный визит в Воронеж вместе с командами Тулы и Волгограда. Поразились дорогам лучшего города и вездесущим не спящим Собковским.
- сообщество. Наверное, одно из самых ценных предложений «Дозора» возможность расширить круг общения. На данный момент постоянно в «Дозор» играет около 300 человек. Случаются любови, дружбы, деловые партнерства
Выборка участников вполне репрезентативна для любых корыстных и бескорыстных интересов.
- творчество. Здесь возможны варианты: дозорное и околодозорное творчество. Первое это написание и проведение собственной игры. Второе самодеятельность, посвященная игре песни, графика, стихи. Например, такие:
Дозор на вид простое слово,
Но, говорили, тайна в нем,
Но я проник в его основы
Своим мозолистым умом.
Напрягши всю мускулатуру,
Скопив запас душевных сил
Свой острый ум, подобно буру,
С размаху в тайну я вонзил
Сергей Слабунов, организатор игр «Дозор» в Воронеже:
«Дозор» способен стать для любого города отдельным направлением в индустрии развлечений. Он не ограничивается играми раз в две недели. В ряде городов проходит еще и «VIP-Дозор», входная цена 15-20 тысяч с команды. Эти игры предлагают усложненный сценарий, например, с ограблением инкассаторской машины. В других городах церемония награждения после игр проходит в стиле закрытых гламурных вечеринок. В городах, где «Дозор» существует уже несколько лет, например, в Петербурге, над играми трудится целая команда организаторов 4-5 человек, это их основной вид деятельности и заработка. В Воронеже «Дозором» занимается только два человека. Но уровень воронежских игр во многом сравним с VIP-мероприятиями других городов. У нас было задание, когда игроки на лодках переплавлялись на Петровский остров у Адмиралтейки, там искали клад по карте. Это уровень VIPов.
И робким, и бойким
Игры, подобные «Дозору», рассчитаны на «белых воротничков» менеджеров среднего звена. Но в Воронеже «Дозор» пошел свом путем. Среди игроков много людей, когда-то увлекавшихся ролевыми играми, стрит-рейсеров и гонщиков. Одним словом, публика искушенная, и творческих профессий больше, чем офисных. Поэтому, исходя из специфики, у «Дозора» появились новые направления:
«Корпоративный Дозор». Специально для менеджеров совместно с компанией «Анкор» был разработан корпоративный турнир этакая щадящая облегченная версия игры, длится только полночи, 6 заданий вместо 10, с элементами командообразования. Первый проведенный турнир по корпоративному «Дозору» получился не самым щадящим: прошел он 24 февраля (а, говорят, никогда страна не бывает так беззащитна, как в этот день) и при пятнадцатиградусном морозе.
Анна Газимагомедова, специалист по связям с общественностью компании «Анкор»:
В повседневной жизни нам свойственно отгораживаться не только от партнеров по бизнесу, но и от коллег по работе. Как правило, рамки в межличностном общении часто ведут к непониманию, то есть качество межличностных коммуникаций снижается, а это в свою очередь, не может не отражаться на самом бизнесе.
Естественно, чтобы преодолеть подобные рамки, компании, и, в частности, отделы по работе с персоналом, применяют различные методики. Нам, как компании по поиску и подбору персонала, подобных методик известно много. Это и корпоративные празднование таких событий как: дни рождения, новый год, день компании, вылазки на природу, а также тренинги, направленные на сплочение отношений между сотрудниками.
Первый корпоративный турнир, который состоялся 24 февраля это в некотором роде находка и не только потому, что это еще один способ сплочения коллектива и улучшения межличностных коммуникаций, но это еще и отличный способ познакомиться с партнерами/конкурентами по бизнесу. Надеемся, подобные турниры будут проводиться и впредь и станут одним из способов формирования корпоративного духа в компании.
«Extreme Дозор». Для прожженных экстремальщиков планируется «Дозор» на проверку «чувство локтя»: рисковые, даже опасные задания, только 2 машины в команде, обязательный опыт игры в «Дозор». Задания будут ориентированы в большей степени не на логику, а на процесс нахождения кода тяжелые подъемы и спуски, подвалы и чердаки…
Юрий Щербатых, доктор биологических наук, профессор психологии ВФ МГЭИ, поклонник других игр:
Психология утверждает, что существует три основных вида человеческой деятельности: труд, учеба и игра, причем только в последнем из них сам процесс деятельности не менее важен, чем результат.
Игра в нашей жизни это редкая возможность, во-первых, быть самим собой, а не казаться богаче, умнее или «круче», чем ты есть на самом деле. Во-вторых, игра это своеобразная машина времени, которая отправляет нас в детство в тот святой период беззаботности и радости, который, кажется, навсегда утерян скучными взрослыми. В-третьих, хорошая ролевая игра это эмоции, а значит, активность заснувшего у многих людей правого полушария.
Я мог бы привести еще другие доводы, но не буду, так как остальные причины будут разными у тех людей, которые занимаются ролевыми играми. Лично я первый раз попробовал «на вкус» это занятие в далеком 94-м, под Харьковом. Это была «Старая Англия», где реально существовавшие народности (бритты и норманны) соседствовали с друидами, гоблинами и эльфами. Помню, как в одном из поединков безумный эльф разрубил мне ухо мечом, и понадобилось две сложные операции, чтобы хоть как-то восстановить симметрию моего фейса. Костры развести из-за дождя было невозможно. Согревались мы с помощью незабвенного спирта «Рояль» с добавлением красного перца, который разбавляли водичкой из ближайшего болотца.
Поэтому, когда называют экстремальными игры типа «Дозора» или «Сухих войн», мне немножко смешно, так как под экстримом я понимаю хождение босыми пятками по углям, прыжки с парашютом и серфинг при ветре больше 15 м/сек.
Тем не менее, эти игры все равно хороши по сравнению с сиденьем перед телевизором или бездумным поглощением пива. Какими бы цивилизованными не были эти занятия, они дают то, что не хватает жителю современного мегаполиса: физические движения, эмоции и раскрепощение воображения.
К этому можно добавить ощущение сопричастности к некоей тайне и кругу избранных. Так что, если ребята придумали себе такое занятие в добрый путь. Только не стоит на этом останавливаться надо помнить, что бывают действительно экстремальные игры.
Игротерапия
Говорят, у стрит-игр есть очевидная психологическая польза. Например:
командообразование. Игры могут заменить экстремальные бизнес-тренинги типа «веревочных курсов», направленных на сплочение коллективов.
Сергей Переславцев, участник «Корпоративного Дозора», системный администратор компании «Робин Сдобин»:
…Спускаемся командой по отвесному спуску. Ни каждый скалолаз на такое решится без страховки. Цепляемся руками за все подряд. Оп что-то мохнатое. Черт, мертвая собака! Но ни одна девчонка не завизжала. Быстро-быстро продолжили выполнять задание. В игре просто не узнавал коллег все такие оторвы и экстремальщики оказались, словно заново с ними познакомился.
Комментарий психолога
Александр Теньков, психолог-консультант:
Чем привлекательны игры? По своим многолетним наблюдениям, я понял, что человек больше всего боится постоянных связей, они буквально угнетают его. А любая игра это связи условно временные, разрыв этих связей происходит естественным путем вместе с окончанием игры. И построенные во время игры отношения тоже прекращаются. Сравните, с футболом: покидая пределы поля, спортсмены забывают свои роли, и в жизни они не взаимодействуют по принципу защитник с защитником, а нападающий с нападающим. Кстати, единственный способ повысить свою профессиональную эффективность для них это тренироваться именно футболу. Это же нонсенс будет, если футболисты для повышения командного духа будут, например, на машинах гонять и участвовать в ралли. Таким же далеким от командообразования занятиями видятся мне игры, «веревочные курсы» и безумные тренинги с закапыванием себя в землю это какие-то туристы и оккультисты придумали, и направлены они только на обучение туризму и приобретению клаустрофобии. А игра должна присутствовать в жизни. Есть книга замечательного французского философа Жана Бодрийяра «Соблазн» о том, что жизнью нужно уметь соблазниться, сама жизнь должна стать игрой, захватывающий тебя полностью. Заметьте, крупным бизнесменам или политикам не интересны экстрим и прочее, потому что их бизнес, их работа это уже игра, и остальные игры перед этим меркнут. Они и команду могут построить вокруг себя так, что работа будет восприниматься подчиненными как игра. Это очень грамотный подход. Потому что нужно, как это ни парадоксально звучит, игру в жизни воспринимать серьезно.
актуализация скрытых способностей. Виртуалистика (наука о виртуальных реальностях) утверждает, что человек при переходе в игровое пространство меняет под ее условия свой интеллектуальный уровень, учится использовать те свои способности, которые сейчас наиболее важны.
Dozor_VRN, постоянный участник игр «Дозор»:
«Дозор» это, в первую очередь, испытания для себя. Причем испытание комплексное. Как ты сможешь сыграть в команде, ибо без команды ты не сделаешь ничего? Испытания интеллекта, ибо надо понять «что?» и «куда?». Испытания физические, ибо всю ночь ты мчишься, несешься, лезешь куда-то. А это не просто. Это не вечер перед теликом на диване. Казалось бы вся ночь, но ты знаешь, что счет идет на секунды, и не знаешь, как идут твои соперники
Страх надо решиться зайти в этот отвратительный дом, надо лезть на эту страшную лестницу. Надо преодолевать свой страх раз за разом… И главное завершает все это действо эйфория. Эйфория оттого, что смог. Смог сам. Смогли все вместе. Мне кажется, играем мы именно ради этого ощущения.
Реплика от редакции:
В первом «Корпоративном Дозоре» принимали участие 9 команд. В составе топ-менеджеры и менеджеры среднего звена, в том числе представители финансовых служб и банков. На одном из этапов игры им предлагалось решить задачку посчитать, сколько платит за телефонную связь фирма из трех человек. Из математических действий только сложение. Но для команд задача оказалась посложнее квартального отчета. Финансовый директор одного холдинга (20 предприятий, 2000 сотрудников) решал задачу ровно час. И никто ему не мог помочь. Зато на почти пыточном устройстве огромных лыжах с креплениями для 10 человек все катались очень лихо. Наверное, в игре актуализируются только те способности, которые нужны для получения удовольствия, а все остальные как-то не особо проявляются
избавление от комплексов. Особые обстоятельства игр помогают снять некоторые внутренние зажимы.
Controllable nonsense, постоянная участница игр «Дозор»:
…А эта несчастная, изнасилованная и избитая командой «Свои люди» рыбка. Как они боялись к ней прикоснуться и поискать код внутри! Они сначала пытались сгенерировать код вообще не трогая ее руками, исходя из количества плавников, чешуек и так далее. Потом начали уговаривать рыбу сказать код, затем ее обследовали стоматолог и гинеколог, рыба молчит, нервы на исходе. Тут кто-то начинает яростно ее избивать со словами «гадина, говори код». Когда все меры воздействия иссякли, все-таки распороли ее ключами и достали ампулу с кодом, которую наша команда при создании игры и этого задания спрятала достаточно глубоко. А вот команда «Светлячки», нужно сказать, обошлись с рыбой не очень гуманно не долго думая, устроили представление с отрыванием башки и выдавливанием кишок.
Комментарий психолога
Владимир Бычков, мастер–практик НЛП, ведущий психолог ВГАСУ:
Да, я бы посоветовал подобные игры «комплексотикам» вдруг в игре получится то, что в жизни у них никак не получается. Но есть опасность: полностью погружаясь в игру и достигая в ней каких-либо успехов, человек удовлетворяет важнейшие потребности в самореализации и уважении окружающих исключительно виртуально. А ошибочное ощущение, что потребности удовлетворены, остается с ним в реальности.
Самодостаточному человеку подобные игры перестанут быть интересными, как только перестанут быть для него новым опытом. Может быть, он в них и будет играть, но явно не испытывая сильной эйфории или зависимости. Потому что игра это своего рода компенсация. Человек недополучает удовольствий в жизни и ищет их в искусственно созданных реальностях. Человек гармоничный способен получать удовольствия от окружающей его действительности.
Сергей Слабунов:
Мне кажется, что иногда мы все слишком усложняем пытаясь объяснить простые вещи, пытаясь проанализировать, структурировать, систематизировать наши действия, наши жизненные процессы. Послушать мнения специалистов, консультантов экспертов. Они приведены и в этой статье. А людям просто нужен отдых. «Дозор» это отдых комплексный. Есть экшн, есть драйв, есть чувство команды, есть необходимость думать. И все зависит от отношения человека к самому игровому процессу. На каждого он будет влиять по-разному. Кому-то нравится просто играть пытаться разгадать загадку, понять ее смысл, кому-то важно найти заветный код или оказаться самому в необычном, будоражащем месте. А кому-то важно быть первым. В самом таком действе люди действительно раскрываются. Они раскрываются не плохими, и не хорошими а такими, какие есть на самом деле.
Справка «ЛГ»
В мире, кроме «Дозора», уже существуют:
Человекоохота. «Сухие войны», «Грохни.ру», «Street Wars» это охота на заранее определенную, добровольную жертву. Известно о ней самый минимум фото и ФИО, а бывает и без ФИО. Дополнительную информацию, ровно как и «профессионального» киллера-помощника или сыщика, можно купить за деньги. Оружие водяной пистолет или фотоаппарат. Охота длится несколько дней и круглосуточно и в рабочее, и в ночное время.
Поиск кладов. «Геокэшинг» GPS-забава, поиск «клада» с помощью спутниковых систем. «Клад» это конкретное место, чьи координаты или описание известны искателям. По правилам игры клады создаются в местах, приуроченных какой-либо природной, архитектурной, культурной, исторической, техногенной достопримечательности. Сокровища клада любые, на взгляд создателя тайника, ценные вещи от носков ручной вязки до бюстика Вольтера. Алгоритм такой: по координатам или подсказкам автора тайника, нужно найти его на местности. Выполнить задания автора. Из тайника можно взять любой приз, заменив его на свой, не менее ценный. Оставить запись в блокноте тайника о своем посещении, а так же указать, что взяли и что положили. Ну, и ехать домой, чувствуя себя, по крайней мере, Индианой Джонсом. Сейчас в России около 2000 тайников по всей территории страны, включая заполярье.
Охота на лис. Виртуальная охота «Can You See Me Now?» это что-то среднее между поиском кладов и охотой на людей. Сложный синтез компьютерных технологий порождает простые правила: виртуальные беглецы, управляемые посредством компьютеров из разных стран, прячутся в реальном городе от реальных охотников. Те могут засечь их специальными приборами. Это один из первых опытов совмещения игрового виртуального и реального пространства. А вот игра «NetAttack» делает уже из реального ландшафта виртуальный полигон для сражений: игроки снабжены шлемами с полупрозрачными дисплеями, которые накладывают виртуальные предметы на реальное поле зрения игрока. На поле брани «разбросаны» виртуальные бластеры и аптечки. В отличие от пейнтбола, оружие тоже виртуальное, но компьютерная система точно рассчитывает поражающую силу и сигнализирует о «ранениях».
Ночные поиски. «Encounter», «Night Hunter», «Схватка» ночные логические игры по типу «Дозора», поиск кодов по подсказкам. Первый в списке белорусский прародитель этих игр, с более совершенной, по сравнению с остальными, технической базой и одноименной он-лайн игрой.
Реплика от редакции:
Стоит признаться, что с «Дозором» «ЛГ» связан тесно. Одни из нас были первыми организаторами игр, другие первыми чемпионами. Кто-то (наверное, самодостаточный) переболел «Дозором», а кто-то (из «комплексотиков» похоже) с нетерпением ждет каждую новую игру. С адреналиновой зависимостью, вызванной стрит-играми, мы не боремся. Мы ею пока наслаждаемся. Но при этом экспериментируем и ищем для себя и для вас другие формы ее выражения: например, страйкбол, агрессивный велоспорт, снежный скейтборд, горные лыжи и другие опасные, но манящие виды спорта (и даже не спорта). Дерзайте и вы!
* шахматы и Шахматный клуб на ул. Фридриха Энгельса.
Полина Волкова
|
|