Реклама товаров и услуг, упаковка и вывеска своей оригинальностью могут привлечь внимание не только потенциальных покупателей. Мы попросили заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области Виталия Попова поделиться своей коллекцией удивительных экспонатов и заодно прокомментировать их.
Что бы это значило?
Это просто забавные случаи, когда из желания пошутить или совсем нечаянно авторы упаковки, торговой марки, названия фирмы заставляют нас крепко задуматься, а иногда и улыбнуться.
Экспонат № 1 Обертка от шоколадной конфеты «Петровская эпоха». На картинке атомный подводный ракетный крейсер — серьезное свидетельство петровской эпохи, факт.
Экспонат № 2 Вывеска магазина с интригующим названием «Деловая резина». Чем там торгуют, интересно?
Виталий Попов:
Здесь, конечно, нет никаких нарушений законодательства. Это просто курьезные случаи.
На грани фола
Среди рекламодателей всегда найдутся желающие «поиграть» с законодательством. С одной стороны, можно придумать яркую рекламную акцию, но с другой — можно заиграться и налететь на штраф.
Контролем за соблюдением законодательства о рекламе занимается территориальное управление Федеральной антимонопольной службы (с угрожающей аббревиатурой ФАС). Эта государственная структура имеет право налагать штрафные санкции на нарушителей. Туда же можно обращаться с заявлениями, если чья-то реклама, на ваш взгляд, находится за гранью закона.
Экспонат № 3 Рекламная листовка небезызвестной компании.
Виталий Попов:
Эта листовка содержит признаки нарушения восьмой статьи Закона «О рекламе» — «Неэтичная реклама». Если в радиорекламе этой компании вместо нецензурного слова идет «бип», то на листовке оно прочитывается отчетливо.
Экспонат № 4 Обертка туалетной бумаги местного производства. Изначально на ней был изображен российский триколор, который затем был грубо замазан на типографской машине.
Виталий Попов:
Здесь, если бы изображение флага не замазали, тоже были бы признаки нарушения 6 статьи, где запрещается порочить государственную символику.
Из Закона РФ «О рекламе»:
Неэтичной является реклама, которая:
- содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц;
- порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние;
- порочит государственные символы (флаги, гербы, гимны), национальную валюту Российской Федерации или иного государства, религиозные символы;
- порочит какое-либо физическое или юридическое лицо, какую-либо деятельность, профессию, товар.
Неэтичная реклама не допускается.
Экспонат № 5 Наружная реклама ювелирного магазина. В прошлом году споры о том, кто изображен на щите — сам г-н Антонио Бандерас или очень похожий на него директор ювелирного магазина, волновали лучший город не одну неделю.
Виталий Попов:
Это фотография действительно принадлежит известному киноактеру. Если бы она была скопирована с другой рекламы с участием Бандераса, это было бы нарушение 6 статьи Закона «О рекламе» («Недобросовестная реклама»). Но так как фотография была взята из портфолио актера, тут уже действует 4 статья — «Авторское право и смежные права на рекламу». И для того, чтобы у нас были основания применить санкции, к нам должно было поступить заявление от агентов самого Бандераса. Агенты этот факт оставили без внимания. Тем не менее щиты были сняты.
Из Закона РФ «О рекламе»:
Недобросовестной является реклама, которая:
- дискредитирует юридических и физических лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами;
- содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром (товарами) других юридических или физических лиц, а также содержит высказывания, образы, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента (конкурентов);
- вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара посредством имитации (копирования или подражания) общего проекта, текста, рекламных формул, изображений, музыкальных или звуковых эффектов, используемых в рекламе других товаров, либо посредством злоупотребления доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний, в том числе в связи с отсутствием в рекламе части существенной информации.
Недобросовестная реклама не допускается.
Экспонат № 6 Магазин, чьи названия и вывеска до боли что-то напоминают.
Виталий Попов:
А вот здесь как раз статья 6 или (если торговый знак «Евросети» зарегистрирован) пункт 5 статьи 5 при наличии заявления от фирмы, с которой скопировали этот знак.
Из Закона РФ «О рекламе»:
Использование в рекламе объектов исключительных прав (интеллектуальной собственности) допускается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Экспонат № 7 Автобус, на котором торговая марка водки перечеркнута надписью «реклама запрещена».
Виталий Попов:
Реклама водки на транспорте не допускается. Это следует из статьи 17 Закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории РФ» и пункта 1 статьи 16 Закона «О рекламе». Но так как снимать троллейбус с маршрута и перекрашивать его долго, люди нашли простой выход — зачеркнуть торговую марку. Потом реклама все же была закрашена.
Реплика от редакции:
Если реклама или оформление кажется вам смешным — собирайте эти случаи в коллекцию, ей цены не будет! А вот если вы видите нарушение законодательства и возмущены этим фактом — обращайтесь в ФАС с заявлением.
Территориальное управление ФАС
ул. К. Маркса, д. 55
тел.: 55-9244
Объявление
Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области осуществляет отбор лиц, имеющих высшее юридическое и/или экономическое образование на вакантные должности специалистов II и I категорий государственной гражданской службы, а также для зачисления в кадровый резерв Воронежского УФАС России.
Возраст до 35 лет и опыт работы приветствуются.
Контактный телефон: 55-9241
Роман Жолудь
|