Спектакли живут гораздо меньше, чем куклы, которые в них играют. А это обидно, потому что кукла, в которую вложено очень много труда и которой аплодировали маленькие и большие зрители, когда спектакль закрыт, пылится на складе театра до тех пор, пока ее не съест моль? Умные жители лучшего города открыли Музей кукол. Только не такой, как в Париже, где собраны игрушечные барышни всех эпох. И не такой, как в Москве, Музей С. Образцова, представляющий историю театральной куклы. А настоящий музей кукольного спектакля.
Первоначальная концепция музея, по замыслу петербуржского режиссера Александра Веселова (1951-1996), копировала идею Сергея Образцова показать эволюцию театральной куклы. Но когда в Санкт-Петербурге не нашлось места для этого музея, Александр Анатольевич поделился переживанием с Валерием Вольховским, главным режиссером театра «Шут», они были знакомы еще по учебе в ГИТМиК (Государственный институт театра, музыки и кино в Петербурге). Валерий Аркадьевич предложил разместить музей в театре «Шут».
Профессионалы нашего театра решили, что театральную куклу лучше всего представлять в декорациях. И поэтому сегодня посетитель музея видит удивительную картину застывший кукольный спектакль. Внимательный зритель сумеет понять не только настроение авторов, но и идею спектакля, и даже сюжет, если он ему вдруг неизвестен.
Экспозиция музея меняется каждый театральный сезон. В этом сезоне выставлены куклы и декорации к спектаклям:
«Мертвые души»
(реж. В. Вольховский, худ. Е. Луценко)
Декорация представляет собой огромный деревянный трон из тех, что почти невозможно сдвинуть с места. На нем примостились деревеньки и города, чиновники карабкаются вверх по лестницам, уездные любезники танцуют, Маниловы с надеждой смотрят вдаль, внизу, под троном живет Плюшкин. Спинка трона по совместительству изображает бричку Чичикова. Все вместе создает впечатление густонаселенной, хлопотливой, но в то же время неподвижной страны. Это оригинальная и точная иллюстрация к Гоголю, дополняющая то, что вы уже знали из повести «Мертвые души», новыми впечатлениями.
«Озерный мальчик»
(реж. В. Вольховский, худ. Е. Луценко)
Один из самых знаменитых спектаклей Воронежского театра кукол трижды лауреат международных фестивалей. В экспозицию не смогли поместить все 120 кукол из этого спектакля, но выставленного достаточно, чтобы можно было понять, о чем рассказывают авторы. Декорация представлена целиком: справа и слева возвышаются стены, сложенные из рамок тех самых, которые ограничивают людей, а задник это акварельный портрет мальчика среди озерной воды и водорослей. Как истинное произведение искусства, экспозиция точно передает настроение спектакля, зритель сразу понимает, что ничем хорошим эта история не закончится. И основной конфликт между ограниченностью и творчеством понятен.
Характеры персонажей выписаны на кукольных лицах, и вы сразу поймете, кто из них озерный мальчик, и каковы его родители, и ни за что не ошибетесь с определением профессии строгой дамы, что стоит немного в стороне. Экскурсовод объяснит, что странные существа это марсиане из мальчишеских фантазий. А еще вам покажут, что происходит со старушками, которые на первый взгляд мирно вяжут на лавочке?
«Соловей и император»
(реж. В. Вольховский, худ. Е. Луценко)
Несколько костюмов и ширм дадут верное представление о китайской эстетике: китайцы, бывшие на представлении, подтвердили, что и узоры, и иероглифы правильные.
«Японские сказки»
(реж. В. Вольховский, худ. А. Вольховский)
Небольшая компактная экспозиция с маленькими куклами и кукольными декорациями несет в зрительские массы японскую культуру. Небесполезно посмотреть людям, увлеченным японским анимэ.
«Краса ненаглядная»
(реж. В. Вольховский, худ. А. Ечеин)
Из этого спектакля вы увидите всего двух кукол Бабу-Ягу и Кощея Бессмертного. Но этого достаточно, чтобы составить представление о художественном стиле спектакля и вспомнить слова Пушкина: «Что за прелесть эти сказки!»
«Пиноккио»
(реж. М. Розенман, худ. Е. Луценко)
Помимо яркой и внушительной фигуры кукольника, известного всему российскому населению под именем Карабаса Барабаса, и фрагментов декорации, вам расскажут о процессе изготовления кукол и покажут заготовки.
«Дон Жуан»
(реж. М. Розенман, худ. Е Луценко)
Изящные испанки и испанцы выглядывают из окон и стоят на балконах средневековых домов. Эти иллюстрации просто находка для людей, интересующихся испанскими костюмами. А выражения кукольных лиц передают весь спектр тогдашних представлений о правилах хорошего тона.
«Французские сказки»
(реж. М. Розенман, худ. А. Ечеин)
Маленькие фигурки в игрушечной декорации напомнят о детской мечте иметь кукольный дом вместительный, и со множеством окошек. А еще можно прямо перед экспозицией устроить викторину с угадыванием названий сказок, персонажи из которых представлены.
Заказать экскурсию?
По адресу кукольного театра: пр-т Революции, 50.
Тел.: 55 -1713.
Стоимость билета 10 р.
Елена Луценко, главный художник театра «Шут».
О рождении спектакля
Процесс работы над одним спектаклем никогда не бывает похож на другой. Нет единого подхода. Но это, конечно, всегда очень тесная работа с режиссером. Иногда режиссер имеет четкое видение персонажа. А иногда это поиск долгий и трудный. Сценографию (декорации) и образы для «Мертвых душ», например, мы придумывали год. И все-таки главная задача режиссера разработать характер персонажа, сформировать идею. А зрительные образы прерогатива художника. Режиссер и художник видят по-разному. Часто бывает, что во время рождения спектакля художник видит недостающие детали, упущенные режиссером. В «Мертвых душах» есть сцена деревенских похорон. Я посмотрела репетицию и предложила, чтобы сверху сыпался снег. «Зачем» спросил Вольховский. ? Это лишнее?. «Давайте хотя бы попробуем. Один раз. Если вам не понравится, я не буду настаивать», сказала я. Со снегопадом сцена приобрела художественную завершенность. Вольховский согласился, что так правильнее.
О куклах и образах
Одна из задач художника, создающего образ, удивить зрителя, показать ему новую грань давно известного. Когда Валерий Аркадьевич сказал мне, что будем ставить «Мертвые души», я, признаться, испугалась: после Петра Боклевского (который иллюстрировал произведения Гоголя, в том числе и «Мертвые души» в 1895 г.) очень сложно увидеть персонажей Гоголя как-то по-своему его иллюстрации неимоверно точны и давно уже хрестоматийны. Хорошо еще, что к тому времени я успела основательно подзабыть само произведение и читала будто впервые. Я увидела, что немногое изменилось в людях, и герои Гоголя буквально ходят по современным улицам. И стали рождаться образы. Которые, кстати, часто основываются не только на авторских описаниях персонажей. Некоторых кукол я срисовала со своих знакомых. Был художник ему все времени не хватало зубы себе сделать, так и ходил с одним зубом, я с него сделала куклу мужика, который спрашивает: «А как ты думаешь, доедет то колесо до Москвы, али не доедет»? Кукла крестьянина, который приходит к Плюшкину со словами: «Барин, позвольте подать заработать», имеет внешность моего знакомого режиссера. А бальный франт, целующий ручки всем дамам подряд, это сам Вольховский. К счастью, все эти люди обладали здоровым чувством юмора, и никто не обижался?
Большое спасибо за помощь в подготовке материала директору музея Бойковой Ирине Петровне.
«Лучший город» №2 (6), 2005 г.
|