Информационно-новостной портал города Воронеж: основные события, афиша, справочная служба, адреса, телефоны... Бизнес, спорт, культура, кино, экономика, медицина и здоровье, наука.Информационный городской портал Воронежа. Статьи, публикации, мнения, последние новости столицы центрального-черноземного региона.
Войти на сайт
Имя:   Пароль: 
Регистрация  |  Забыли пароль?
  ПОИСК  
<< 2010 >>
<< МАЙ >>
пн вт ср чт пт сб вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Категории:


Статьи | Категория: Лучший Город | Рельеф местности Всего статей: 536
Рельеф местности
Лучший Город
20 мая 2010, 17:00

Любители истории знают, как важно обращать внимание на детали: часто барельеф на старом здании Воронежа бывает не менее интересен, чем дом, который им украшен.

Архитектурные рельефы в лучшем городе…

…создают легенды.
(Артиллерийские орудия на «Арсенале»; ул. Степана Разина, д. 43).

Горельеф на здании музея, созданный в XIX веке, породил много легенд, связывающих это здание с петровскими временами. Но это мифы — вот что писал еще в 1921 году исследователь И. Ю. Успенский в книге «Старый Воронеж»: «Никоим образом нельзя отнести эту постройку к эпохе Петра. Тогда это место было совершенно незаселенно. Да и стиль постройки совершенно классический, которого эпоха Петра еще не знала».
На самом деле изначально здание не имело никакого отношения к военному делу — в нем была суконная фабрика купцов Гардениных, построенная в конце 1770-х гг. В 1840-х годах мануфактуру превратили в манеж для воинских занятий кантонистов (солдатских сирот), которых обучали, в том числе и артиллеристскому делу. Поэтому на фронтоне появились пушки, а в городе — легенда, будто бы здание заложил сам Петр. Позже придумали и соответствующее название — «Арсенал».


…хранят тайны прошлого.
(Маски на «Доме со львами»; просп. Революции, д. 27).

Львы на старинном голубом доме, которому уже больше 150-ти лет, видели немало. Как в середине XIX века здесь была гостиница семьи Шваничей (один из них стал прототипом пушкинского Швабрина, героя «Капитанской дочки»). Как в 1860 году губернатор Дмитрий Толстой давал в этом доме бал в честь гостившего в Воронеже драматурга Александра Островского. Как поэт Иван Никитин хотел снять здесь помещение для своей книжной лавки. Львы знают много тайн, но о них никогда и никому о них не расскажут — не зря их пасти предусмотрительно скованы замками.


…напоминают о былом величии.
(Цветы и женские лица на «доме Вигеля»; ул. Вайцеховского, д. 4).

Женские головки и цветочные гирлянды на фасаде одного из самых знаменитых особняков Воронежа — остатки былого величия огромного и роскошного дома. Начало усадьбе положил в середине XVIII века Максим Тулинов, ставший из крепостного мануфактурщиком. При его внуке (1800-е гг.) усадьба разрослась, причудливо сочетая в своей архитектуре готику, барокко и ампир. Апогей роскоши был достигнут при правнуке Николае (губернском предводителе дворянства, 1810-1854). По легенде, при холостяке Николае Тулинове, заядлом театрале и покровителе воронежского театра, в его особняке устраивались домашние представления, украшенные живыми статуями — натурщицами, стоящими в нишах стен. Последний из Тулиновых жил недолго, но весело. Чего не скажешь про его наследника Филиппа Вигеля (1805-1877). Судьба Филиппа не баловала: мать его умерла вторыми родами, когда он был маленьким, жена и сын тоже не зажились долго, и к старости Вигель остался совершенно один. Особняк он завещал губернскому земству с тем, чтобы там была размещена «женская лечебница с родовспоможением». До 1902 года в доме действительно находилось отделение губернской больницы, в том числе и родильное. Потом туда въехало земство. После революции здание снова было преобразовано в больницу, которая размещалась там вплоть до 1988 года. Сейчас в одном крыле находится онкологический диспансер, а основное здание, долгое время пустовавшее, вроде бы реставрируют — с 2001 года. Наверное, изнутри…


…становятся талисманами.
(Сфинксы-грифоны на филармонии; пл. Ленина, д. 12а).

Грифон — легендарный хранитель храмов и сокровищ, символ воинственности; сфинкс — символ силы и ума. Поэтому недаром полусфинксов-полугрифонов на здании филармонии называют талисманом здания.
Сама филармония появилась в 1908-м году как один из первых воронежских кинотеатров «Электротеатр Тауматограф», а сфинксы на ней — в 1915-м. После войны в здании поселился Театр музыкальной комедии, а в 60-х — филармония. В этом году зданию исполняется 100 лет, и каменных хранителей местного искусства с этим тоже можно поздравить.


…бесследно исчезают и таинственно появляются.
(Силуэт Сталина на здании по ул. Депутатской, д. 11).

В 30-х годах на Депутатской построили выразительный архитектурный ансамбль из 5- и 6-этажных домов с барельефами, прославляющими успехи советской страны. Естественно, один из барельефов изображал товарища Сталина: он держал на руках девочку с букетом в руках. В 60-е годы в разгар борьбы с культом личности, фигуру вождя срубили, а девочку оставили — так она и «парит в воздухе» по сей день. Но говорят, что иногда в дождливую погоду силуэт проступает на штукатурке и Сталин, как призрак, вновь возникает на барельефе.


…спасают внешний вид здания.
(Фигуры на фронтоне Театра оперы и балета; пл. Ленина, 7).

Театр оперы и балета открылся в 1961-м году. Спустя годы здание решили видоизменить из-за построенной за ним 9-этажной гостиницы «Брно».
Иван Дикунов, скульптор:
Когда построили гостиницу, театр стал казаться низким, а его убранство невыразительным из-за пустого фронтона и голых колонн. Нужно было визуально приподнять, «вытянуть» здание вверх, а грузный низ в виде колонн уравновесить столь же тяжелым верхом. Тогда у нас с женой и возникла идея украсить фронтон барельефной композицией и акротериями по краям, а на конек поставить фигуры с трубами.
Работа была очень трудоемкая: скульпторы вдвоем перемесили 45 тонн глины и перенесли их вверх по лесам. Нелегко было и в работе над композицией — следовало выполнить пожелания партии и не испортить архитектурный стиль здания. Все это скульпторам удалось — внешний здание действительно преобразилось, и мы сегодня уже не представляем себе театр другим.


Справка «ЛГ»:
  • Рельеф — древнейший вид декора архитектурных сооружений. Рельефами украшали стены египетских храмов, саркофаги в Древнем Риме, дворцы ассирийских царей и средневековые соборы Европы. Делали их и древнерусские мастера.
  • Барельеф — (фр. bas-relief — «низкий рельеф») скульптурное изображение или орнамент, выступающие на плоскости менее чем на половину своей величины.
  • Горельеф — (фр. haut-relief — «высокий рельеф») — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема.
  • Орнаментальный рельеф — тематический орнамент из масок, гирлянд, канделябров, военных трофеев, и т.д.
  • Повествовательный рельеф — изображает какой-нибудь сюжет (до революции обычно — библейский или античный, в советское время — что-нибудь о трудовых подвигах или революционных событиях).

ГТРК-«Воронеж» о судьбе известных воронежских рельефов:

  • «Дом с совой» с середины лета реставрируется. Подрядчики обещают закончить работу к 1 декабря. Внешний вид дома (все барельефы и лепнина) будет восстановлен по первоначальным чертежам. В реставрации используется штукатурка с мраморным вкраплением, идентичная изначальному покрытию дома. Кроме того, отреставрированный дом будет подсвечен.
  • Виньетки с инициалами владельцев над парадными входами доходных домов Сомова и Петрова, залепили или уничтожили владельцы нынешние.
  • Барельеф на городском Дворце культуры срубают. По словам строителей, он оказался тяжеловат для дворца, и по зданию пошли трещины. Что будет на месте барельефа, пока неизвестно.
  • Мозаичное панно на ул. Героев Сибиряков новые хозяева здания просто закрасили. Осталась лишь одна часть триптиха.
Чтобы сохранить облик здания, его надо взять под государственную охрану. Однако подобных прецедентов в Воронеже не было уже более шести лет. Оказывается, на федеральном уровне до сих пор не принято положение об историко-культурной экспертизе. «Сталинки» на ул. Депутатской под охрану взять успели, но они в таком же состоянии, как и весь воронежский ветхий жилфонд.

Редакция благодарит за помощь: скульптора Ивана Дикунова и краеведов Павла Попова, Валерия Кононова, Бориса Фирсова.

Евгения Глуховцева

Комментариев: 0

© 2005–2018 «Лучший Город». Все права защищены.
Контакты  |  Реклама на порталах

Лента новостей RSS

При частичном использовании материалов портала
гиперссылка (hyperlink) на «Лучший Город — Воронеж» обязательна.
Полное использование материалов возможно только
с разрешения редакции.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Поиск по сайту
 
Расширенный поиск  |  Карта сайта