…создают легенды.
(Артиллерийские орудия на «Арсенале»; ул. Степана Разина, д. 43).
Горельеф на здании музея, созданный в XIX веке, породил много легенд, связывающих это здание с петровскими временами. Но это мифы вот что писал еще в 1921 году исследователь И. Ю. Успенский в книге «Старый Воронеж»: «Никоим образом нельзя отнести эту постройку к эпохе Петра. Тогда это место было совершенно незаселенно. Да и стиль постройки совершенно классический, которого эпоха Петра еще не знала».
На самом деле изначально здание не имело никакого отношения к военному делу в нем была суконная фабрика купцов Гардениных, построенная в конце 1770-х гг. В 1840-х годах мануфактуру превратили в манеж для воинских занятий кантонистов (солдатских сирот), которых обучали, в том числе и артиллеристскому делу. Поэтому на фронтоне появились пушки, а в городе легенда, будто бы здание заложил сам Петр. Позже придумали и соответствующее название «Арсенал».
…хранят тайны прошлого.
(Маски на «Доме со львами»; просп. Революции, д. 27).
Львы на старинном голубом доме, которому уже больше 150-ти лет, видели немало. Как в середине XIX века здесь была гостиница семьи Шваничей (один из них стал прототипом пушкинского Швабрина, героя «Капитанской дочки»). Как в 1860 году губернатор Дмитрий Толстой давал в этом доме бал в честь гостившего в Воронеже драматурга Александра Островского. Как поэт Иван Никитин хотел снять здесь помещение для своей книжной лавки. Львы знают много тайн, но о них никогда и никому о них не расскажут не зря их пасти предусмотрительно скованы замками.
…напоминают о былом величии.
(Цветы и женские лица на «доме Вигеля»; ул. Вайцеховского, д. 4).
Женские головки и цветочные гирлянды на фасаде одного из самых знаменитых особняков Воронежа остатки былого величия огромного и роскошного дома. Начало усадьбе положил в середине XVIII века Максим Тулинов, ставший из крепостного мануфактурщиком. При его внуке (1800-е гг.) усадьба разрослась, причудливо сочетая в своей архитектуре готику, барокко и ампир. Апогей роскоши был достигнут при правнуке Николае (губернском предводителе дворянства, 1810-1854). По легенде, при холостяке Николае Тулинове, заядлом театрале и покровителе воронежского театра, в его особняке устраивались домашние представления, украшенные живыми статуями натурщицами, стоящими в нишах стен. Последний из Тулиновых жил недолго, но весело. Чего не скажешь про его наследника Филиппа Вигеля (1805-1877). Судьба Филиппа не баловала: мать его умерла вторыми родами, когда он был маленьким, жена и сын тоже не зажились долго, и к старости Вигель остался совершенно один. Особняк он завещал губернскому земству с тем, чтобы там была размещена «женская лечебница с родовспоможением». До 1902 года в доме действительно находилось отделение губернской больницы, в том числе и родильное. Потом туда въехало земство. После революции здание снова было преобразовано в больницу, которая размещалась там вплоть до 1988 года. Сейчас в одном крыле находится онкологический диспансер, а основное здание, долгое время пустовавшее, вроде бы реставрируют — с 2001 года. Наверное, изнутри…
…становятся талисманами.
(Сфинксы-грифоны на филармонии; пл. Ленина, д. 12а).
Грифон легендарный хранитель храмов и сокровищ, символ воинственности; сфинкс символ силы и ума. Поэтому недаром полусфинксов-полугрифонов на здании филармонии называют талисманом здания.
Сама филармония появилась в 1908-м году как один из первых воронежских кинотеатров «Электротеатр Тауматограф», а сфинксы на ней в 1915-м. После войны в здании поселился Театр музыкальной комедии, а в 60-х филармония. В этом году зданию исполняется 100 лет, и каменных хранителей местного искусства с этим тоже можно поздравить.
…бесследно исчезают и таинственно появляются.
(Силуэт Сталина на здании по ул. Депутатской, д. 11).
В 30-х годах на Депутатской построили выразительный архитектурный ансамбль из 5- и 6-этажных домов с барельефами, прославляющими успехи советской страны. Естественно, один из барельефов изображал товарища Сталина: он держал на руках девочку с букетом в руках. В 60-е годы в разгар борьбы с культом личности, фигуру вождя срубили, а девочку оставили так она и «парит в воздухе» по сей день. Но говорят, что иногда в дождливую погоду силуэт проступает на штукатурке и Сталин, как призрак, вновь возникает на барельефе.
…спасают внешний вид здания.
(Фигуры на фронтоне Театра оперы и балета; пл. Ленина, 7).
Театр оперы и балета открылся в 1961-м году. Спустя годы здание решили видоизменить из-за построенной за ним 9-этажной гостиницы «Брно».
Иван Дикунов, скульптор:
Когда построили гостиницу, театр стал казаться низким, а его убранство невыразительным из-за пустого фронтона и голых колонн. Нужно было визуально приподнять, «вытянуть» здание вверх, а грузный низ в виде колонн уравновесить столь же тяжелым верхом. Тогда у нас с женой и возникла идея украсить фронтон барельефной композицией и акротериями по краям, а на конек поставить фигуры с трубами.
Работа была очень трудоемкая: скульпторы вдвоем перемесили 45 тонн глины и перенесли их вверх по лесам. Нелегко было и в работе над композицией следовало выполнить пожелания партии и не испортить архитектурный стиль здания. Все это скульпторам удалось внешний здание действительно преобразилось, и мы сегодня уже не представляем себе театр другим.