zl-day: Перед началом обсуждения хотелось бы узнать у вас, а что сейчас потребитель имеет от Интернета? Интернет для потребителя и для бизнеса чем отличается? Отношением к сети? Каким может быть интернет-бизнес? Что это вообще такое? Что под этим понимается в настоящее время? Предоставление доступа в интернет? Предоставление услуг связи в интернете (почтовые, телефонные и видеосервисы)? Предоставление хостинга? Веб-услуги по создания сайтов, порталов и т.д.? Бизнес, связанный с сетевыми средствами массовой информации? Рекламный бизнес в сети (проведение компаний, создание имиджа)? Торговля товарами в сети (и при помощи сети)? Управление производственными процессами с использованием интернет-связи? Логистическая поддержка через Интернет? Или что-то ещё?
Михаил Завилейский:
Ваш вопрос такой большой, что содержит в себе и ответ. Если в бизнесе используется Интернет и хочется выглядеть современным, то удобно назвать свой бизнес «интернет-бизнесом». Так со многими модными словами, полвека назад все ждали «атомных батареек», а сейчас продают «нанокрем». Суть любого бизнеса в создании ценности для потребителей. Часть бизнесов создают инфраструктуру для Интернета, часть ее используют и удовлетворяют потребности конечных потребителей.
а_beliy: Какие сферы интернет-бизнеса являются наиболее перспективными? В какой области вы бы посоветовали искать успеха современным амбициозным юношам и девушкам?
М.З.:
Если вы склонны к риску, то стоит просто активно общаться в интернет-сообществах, желательно выходя в offline. Идей новых проектов висят в воздухе, реализовать их сможет тот, кому повезет соединить возможности и желания. А успех придет к кому-то, это в большой степени лотерея.
Если рисковать не хочется, то очень важно искать возможности получить знания в интересных областях и сформировать себе хорошую репутацию. Тогда возможности принять участие в интересных проектах появятся сами.
vishny: Законодательством спам запрещен, но он не исчезает из ящиков. Есть ли надежда, что спамеров удастся победить?
И второй вопрос. Как вы думаете, насколько спам-рассылки эффективны?
М.З.:
Технологически проблема спама разрешима, но цена решения — это не только деньги, но и потери очень большого количества релевантной информации и новых контактов. И пока мы чаще всего не готовы платить эту цену.
А вообще проблема адресной доставки нерелевантной информации имеет глубокие корни. Если бы никто этой информацией не пользовался, то и проблемы бы не существовало. Я сам иногда покупал что-то по спаму, как и многие мои коллеги. Так что приходится быть толерантным.
А эффективность спама хороша в тех областях, где и так все не очень корректно и законно. Например, при распространении порнографии или запрещенных к свободной продаже товаров. Но тут спам наименьшее, за что стоит наказать его авторов.
brat_nikodim: Сейчас модно говорить о Веб 3.0. Что это, по-вашему, такое будет? В чем его отличия?
М.З.:
Самый близкий к истине ответ — это просто маркетинговый ход, так же как 3 и 4 лезвия в станках для бритья. А если пытаться докопаться до сути, то с Web 3.0 связана надежда добавить в Web 2.0 коммуникации посредников — роботов или людей, которые будут помогать искать релевантные потребностям ищущего ресурсы — странички, людей, сообщества. Идея не новая и не революционная, но вроде как своевременная — объем и доступность информации в Сети давно доминируют над качеством.
adres: Центральное Разведывательное Управление США радо, что крупнейший почтовый сервис, иcпользуемый россиянами принадлежит американцам? В целях защиты интересов США почту пользователей Mail.ru американские разведчики читают, когда захотят?
М.З.:
Когда японцы скупали американскую недвижимость, то хитрые американцы говорили: «Пускай, они же ее не увезут». Мир сейчас интегрирован, и что кому принадлежит, понять совсем не просто. Mail.Ru принадлежит различным фондам и персонам, и они не только и не столько «американские». А по сути, Mail.Ru действует на территории России и регулируется российским законодательством. И ЦРУ придется использовать механизмы международного права или нелегальные способы. А вот наши родные «органы» могут запросить доступ, получив соответствующие санкции. Все телекоммникационные и интернет-компании не в восторге от этого, но против закона не пойдешь. Все, что можно делать — тщательно следить за процедурной стороной вопроса.
vrncard: Все порталы полны рекламой. Можно ли создать кнопочку, при нажатии которой вся реклама скрывалась? И сколько это будет в среднем стоить (к примеру на Mail.Ru)?
qim: Всё очень просто, ставь Mozilla Firefox 3 и Adblock Plus. И нет никаких проблем с рекламой!
М.З.:
Подобный «очевидный» сервис встречается гораздо реже, чем можно ожидать, по довольно простой причине. У сбора денег есть своя цена, и «мало» денег брать невыгодно, а «много» готовы платить слишком «мало» людей. У многих сервисов есть весьма качественные платные и профессиональные аналоги без баннеров и даже без «желтых» заголовков. Вполне разумно пользоваться ими, если не хочется смотреть рекламу.
А подавлять рекламные объявления некая социальная безответственность, создатели сервисов и их владельцы тоже нуждаются в средствах.
рo: С момента появления интернет-СМИ все стали говорить, что традиционные СМИ вымрут. Прошло много лет. А они не вымирают. Напоминает фильм «Москва слезам не верит», где оператор на протяжении десятилетий всех убеждал, что «телевидение заменит театр, я вам гарантирую».
Что, на ваш взгляд, действительно способен вытеснить Интернет из нашей жизни? Я, например, знаю, что Елена Васильева, главный редактор журнала «Космополитен», а значит дама модная, покупает одежду только через Интернет. А многие не смотрят ТВ, а читают ленту новостей. Что еще, кроме шопинга и новостей?
М.З.:
Интернет — это всего лишь обновление среды, инфраструктуры для простых вещей — трансляций, общения, публикаций и т.п. Потому мир становится разнообразнее, а старые формы остаются в нишах. Когда-то казалось, что с появлением Интернета не надо будет ездить в офис. Но оказалось, что 70% людей хотят работать в офисе и готовы тратить на это время и силы. Многое делать в России через Интернет сейчас просто модно, а в США уже обыденно НЕ делать этого.
рo: А что, например? Хочу быть моднее всех.
М.З.:
Например, совсем не пользоваться дома электричеством для сохранения мировых ресурсов.
a_beliy: «70% людей хотят работать в офисе и готовы тратить на это время и силы». Интересно, кто эти 70% — тайное общество любителей постоять в пробках?
М.З.:
Нет, это те, у кого дома дети и нет отдельного кабинета, любители пообщаться с коллегами вживую и просто желающие «переключаться» между работой и домом. Я не из их числа, но когда в DataArt был кризис (мы потеряли после краха интернет-компаний 90% клиентов, в т.ч. Mail.Ru), проводился опрос: «Что лучше — одалживать компании 20% зарплаты или временно потерять офис?», то почти 80% высказалось за сохранение офиса.
manana: Если проследить эволюцию появления технологий, используемых в начале, лишь для узкого круга потребителей, а затем уже пущенных на поток, можно предположить, что Интернет далеко не последняя технология на планете Земля. Как вы думаете, что придет на смену или дополнит Интернет? Что будет совершеннее?
М.З.:
Интернету, как инструменту передачи информации, еще долго развиваться, и обновления будут технологическими. Но с точки зрения потребителя компьютер останется самым удобным и универсальным инструментом для общения и получения информации. А вот в области совершенствования интерфейсов «человек компьютер» человечеству еще предстоит поработать. Я бы с удовольствием дал удалить себе глаз и поставить на его место видеоразъем, так что у киборгизации есть будущее.
mishina: Расскажите про Стокгольмскую школу экономики: так ли там интересно учат, как пишут в книгах «Общество мечты» или «Бизнес в стиле фанк»?
М.З.:
Учили весело, но сейчас коллектив почти полностью поменялся. Обучение стало более академичным и системным, но атмосфера теперь сильно зависит от состава группы, которая поступит на ту или иную программу. Но живых авторов этих книжек посмотреть и послушать шансы есть.
сatherina: а вам лично что дало обучение в Высшей школе Экономики и вообще что может дать еще один академический курс уже более-менее состоявшемуся человеку?
М.З.:
Как это ни смешно, но для меня самыми полезными оказались знания в некоторых областях. Еще — расширение горизонтов и развлечение на пару лет. Ну и добавляет это немного пафоса при выступлениях всяких, хоть я этого и не люблю. Из того, что можно купить за деньги, поход в бизнес школу оказался для меня лучшим приобретением последнего десятилетия.
сatherina: Михаил, скажите, пожалуйста, а где вас можно послушать вживую, планируются ли какие-то конфереции или встречи для IT-сообщества в ближайшее время? Выступаете ли вы где-нибудь?
М.З.:
Я работаю в компании DataArt, и специально для открытия сотрудникам возможностей непрофильной публичной деятельности был создан проект DataArt Way. На его сайте можно посмотреть, кто и что собирается рассказывать в ближайшее время.
graf_diffuzor: Что такое Networking в объявлении о вашем семинаре?
М.З.:
Бизнес — это всегда люди с людьми. Networking — это профессиональное развитие своей собственной социальной сети и управление ею на основе знания ее законов и использования современных инструментов.