На форуме «ЛГ» мы задали вопрос: «Как вас наказывали в детстве?». Психолог прокомментировал перечисленные методы, оценив их эффективность по пятибалльной шкале.
Лишение свободы
- Наказания: поставить в угол, закрыть одного в комнате.
- Эффект: 0-2
Marty: За мелкие проступки меня ставили в угол. Чтобы выйти оттуда, нужно было притихнуть минут на 10-15, а затем с виноватым и раскаявшимся видом просить прощения.
silver_fox: Меня запирали в кладовке. Дверь закрывалась на большущий крюк, выключался свет, и лишь махонькое оконце под потолком пропускало немного света. Но я хитрила: заранее прятала в кладовке любимую книжку, журналы «Мурзилка» и фонарик.
Zabiyakina: За драки с младшим братом причем, неважно, кто был виноват оба стояли в углах друг напротив друга.
Екатерина Мануковская, автор проекта «Зачем?», психолог:
В первую очередь нужно понять, чего вы хотите добиться чтобы ребенок «больше так не делал»; чтобы понял, как он огорчил родителей; чтобы увидел, что у каждого плохого поступка есть последствия. Достигает ли данное наказание этих целей? Вряд ли. Наверняка ребенок не раз потом совершал те же проступки. Тем более что в одном случае он отработал технологию выхода из заточения, а в другом комфортно подстроился под наказание.
А вот ставить в углы драчунов очень правильно, это напоминает рассказы о том, как два врага попали на необитаемый остров и им приходится привыкать друг к другу иначе не выжить. Так и здесь: когда оба наказаны, оба в равных условиях, то пора искать в обидчике не врага, а человека.
Промывка мозга
- Наказания: устные внушения без применения физической силы.
- Эффект: 4-5
Lionia: Самые худшие воспоминания о наказаниях это когда папа садился за стол, сажал меня напротив, и строгим тоном объяснял, как я его огорчил тем-то и тем-то, почему то-то и то-то делать нельзя, и что из-за того и этого может страшного произойти. Было очень обидно. На мой взгляд очень действенный способ.
Po: За драки с сестрой (те еще бои без правил — она в меня железной ручкой от двери, я в нее — кипятком) заставляли просить друг у друга прощения.
Екатерина Мануковская:
Первый способ безукоризненный, и родители все сделали правильно: они говорят не о «плохом ребенке», а о плохом поступке, его возможных последствиях и своих переживаниях.
Заставить просить прощения у «вражеской» стороны тоже очень эффективный метод, он сродни стоянию в углах напротив друг друга. Ребенок вынужден посмотреть на своего противника не как на врага, который 5 минут назад отнял у него любимый диск, а как на брата или сестру. Этот способ примирения и наказания одновременно, он учит справляться со своей агрессией, оценивать свой поступок и его последствия и становиться на позицию другого человека.
Под горячую руку
- Спонтанные наказания
- Эффект: 0-5
Taha: Однажды мама выкинула всех моих солдатиков с балкона за то, что они никогда не лежали в своих коробках и всегда валялись на полу!
Wee_wild_witch: Я как-то на еду кочевряжилась, и папа мне на лицо прилепил большой бутерброд со сметаной.
Екатерина Мануковская:
Скорее всего, такие методы признак родительского бессилия, когда папы и мамы не могут заставить ребенка прибраться в комнате, правильно вести себя за столом, и.т.д. Они эффективны только если ребенок поймет, что наказан за конкретный плохой поступок, а не потому, что у мамы плохое настроение. Иначе в наказании не будет никакого смысла.
Добавлю еще, что в описанных ситуациях авторы запомнили наказание, скорее, из-за его нетипичности (бутерброд) или сильных болезненных ощущений (выброшенные игрушки). Такие наказания работают, если не повторяются.
Холодная война
- Наказания: демонстративное игнорирование, бойкотирование, отказ разговаривать с ребенком.
- Эффект: 4-5
Po: Я в условиях своего диатеза потаскала все конфеты (килограмма полтора) из шкафа и врала, что не я. Полдня со мной никто не разговаривал.
Podarochek: И меня наказывали молчанием! Это было самым страшным, и остается до сих пор…
Екатерина Мануковская:
Пока не встречала способа сильнее. Человек существо социальное и понимание, что тебя игнорируют, для него зачастую тяжелее физического наказания. Но это наказание нельзя применять часто, иначе оно потеряет свою силу.
Из-под палки
- Наказания: удары ремнем, выбивалкой для ковров, скакалкой, крапивой и другими предметами.
- Эффект: 0
Wee_wild_witch: Мама шлангом от стиралки отшлепала, за то, что я залезла в центрифугу и играла в космонавта…
Psisa: Меня пороли и подзатыльниками математику в голову вколачивали. Мне самой сын под горячую руку попадал. Бить ребенка — стыдно. Не «нельзя», не «неправильно», а именно стыдно, и мне ужасно совестно бывало после того, как я срывалась.
Taha: Однажды родители решили мне «дать ремня» (не помню, за что), и папа с ремнем ползал возле дивана, под который я залезла и (сначала строго, а потом уже сквозь смех) говорил: «Вылезай! Вылезай! Сейчас получишь!».
Podarochek: В возрасте 4-6 лет мы с соседом по площадке изучали свои анатомические подробности (визуально!), запершись в ванной. Вот тут ремень был обидным страшно! Я ж ничего не делала криминального-то!
Alina_alina: Меня полупливали, потому что я была очень непослушная, упрямая девочка. Могла уйти к дружкам на весь день, не спросившись, одежду новую изгваздать, хотя можно было бы для гулянья переодеться, и сквернословила, за что получала по губам. На физические наказания не обижаюсь вовсе (я была боевая, много дралась и привыкла к боли), но обижаюсь, когда вспоминаю, как на меня накричали, например.
Екатерина Мануковская:
Мое личное мнение: бить детей недопустимо. Но оттого, что я это скажу, родители не перестанут поднимать руку на них. Поэтому скажу по-другому: физическое наказание неэффективно, это следствие бессилия родителей перед ребенком. Они занимают позицию: «Я сильнее, поэтому я прав», хотя должно быть так: «Я мудрее, и поэтому могу объяснить, что ты не прав».
Возьмем описанные ситуации:
Каких наказаний боятся современные дети? Оказывается, тех же самых, которых когда-то боялись мы: тут и старый добрый ремень, и страшный «укол с водой», и стояние в углу. Из новенького разве что запрет на компьютерные игры и просмотр сайтов, на которых зависает ребенок, когда он один дома.
Тимур Меркулов, 6 лет:
Когда мне делали в садике уколы, и я не хотел, мне сказали что дадут ремешком по попе. Это самое страшное. А еще один раз в садике сказали, что если не буду слушаться, сделают укол простой водой: тоже было очень страшно.
Настя Иевлева, 12 лет:
Я наказаний не боюсь, мне они лишь доставляют неудобства. Самые неудобные прослушивание телефонных разговоров, видеонаблюдение за мной, контроль надо мной (я имею в виду более сильный ну, например, смотреть мои папки на компьютере, следить, куда я в Интернете хожу и т.д.) и запрещение прогулок после школы.
Сережа Шаповалов, 5 лет:
Боюсь, чтобы меня не отлупили. И в угол не хочу вставать, боюсь. Боюсь, когда очень громко, сердито, страшно говорят. И игрушки хотят выкинуть за плохое поведение.
Борис Гаврилов, 3 года:
Если я не буду слушаться, мама найдет себе другого ребенка, и будет любить его вместо меня. А со мной тогда никто играть не будет. И дедушка меня брать на выходные не будет, и я его больше не увижу.
Саша Шевляков, 12 лет:
Самое неприятное когда мама ругается. Она от этого расстраивается, а я не люблю маму огорчать. Еще неприятно, когда лишают игры на компьютере, или гулять не пускают, денег на диски не дают.