С марта в Воронеже начала действовать классическая философская школа «Новый Акрополь».
Уже на презентационные лекции, куда можно приходить бесплатно (в Дворец культуры железнодорожников), собиралось до 30-40 человек разного возраста. Цикл лекций «Великие учения Востока и Запада» был уже платным 120-150 р. Ведет занятия руководитель «НА» в Воронеже Наталья Жданова, лектор, прошедший подготовку в этой организации.
Наталья Жданова:
Чтением лекций я занимаюсь 13 лет. О «Новом Акрополе» я узнала так же, как и большинство увидела афишу. Для меня эта Школа стала целым миром потрясающих открытий; вещи, которые обсуждались на семинарах, затронули глубины моей души. Первые несколько лет я просто слушала лекции, потом стала подготавливаться к тому, чтобы самой стать преподавательницей. Здесь можно провести аналогию с вузом теоретически каждый из студентов может стать преподавателем, но практически единицы. «Новый Акрополь» в Воронеже только начинает развиваться, поэтому пока я буду читать лекции одна. Однако вполне возможно, что в будущем приедут преподаватели из Москвы.
Согласно программе, слушателям предстоит познакомиться с учениями Древней Индии и Древнего Египта, мистериями Тибета, учениями Будды и Конфуция, философией древнегреческих платоников и древнеримских стоиков, трудами мыслителей эпохи Возрождения.
Наталья Жданова:
Наша философия позволяет человеку понять свою сущность, найти свое место в пространстве и времени. Мы проецируем мнения философов на жизнь людей, стараемся делать занятия как можно практичнее. Это совсем не та философия, которую преподают в вузах.
Философия или религия?
Этот вопрос мы задали себе, познакомившись с «Новым Акрополем», читая открытые источники.
Школа классической философии «Новый Акрополь» зародилась в 1957 году в Аргентине по инициативе историка и философа, профессора из университета в Буэнос-Айресе Хорхе Анхеля Ливраги. Постепенно к кругу преподавателей и студентов, обсуждавших философские вопросы, присоединялись и новые люди, а через 20 лет эта организация достигла международных масштабов: ее отделения появились в сорока странах Европы, Азии и Африки. В России культурная ассоциация «Новый Акрополь» появилась в 1986 году и существует сегодня в 10 городах нашей страны.
На официальном российском сайте «НА» опубликованы основные принципы организации:
Из Устава «Нового Акрополя»
- Объединять людей на основе идеала всеобщего братства, независимо от их вероисповедания, расы и социальной принадлежности.
- Пробуждать в людях целостное видение мира посредством сравнительного изучения наук, различных видов искусства, философских и религиозных систем.
- Помогать каждому человеку жить в гармонии с Природой, развивая свои внутренние потенциалы и познавая законы жизни.
Ольга Наумова, заместитель главного редактора журнала «Человек без границ», главный редактор издательства «Новый Акрополь»:
Мы не ограничиваемся чтением лекций. Например, нами не так давно была проведена программа по очистке горы Эльбрус от мусора. Туристы и альпинисты за время пребывания на горе оставляют после себя тонны отходов. Наша команда добровольцев собрала их и сожгла в специальной печи, которую, кстати, мы там и оставили. Теперь каждый, кому не безразлично состояние природы, сможет убрать за собой место стоянки. Также во многих российских городах мы проводим экологические акции и пропагандируем сохранение чистоты окружающей среды.
Кроме официального портала в сети есть еще и сайт бывших членов «НА», где утверждают, что «Новый Акрополь» ведет деятельность религиозную.
Из материалов сайта «Новый Акрополь»: информация к размышлению»:
Теоретическая база «Нового Акрополя» представляет собой своеобразный сплав из ряда религиозных и мистических концепций, отдельных философских учений и их элементов, а также некоторых психологических теорий. В «НА» существует также внутреннее (не афишируемое) учение. Основные различия в теории для «посвященных» и «непосвященных» связаны с версиями истоков, сущности и задач «Нового Акрополя». Так, согласно внутреннему учению, целью НА является способствование рождению новой человеческой расы (по доктрине Елены Блаватской) и создание «модели нового общества», которая впоследствии могла бы быть перенесена на все человечество.
Внутренняя деятельность «НА» делится на две части… Первая носит название «Классическая философская школа» и включает в себя циклы теоретических и практических занятий… Другая часть организации носит название «Живые силы». Чтобы стать ее членом, человек должен соответствовать ряду критериев, пройти подготовку и выдержать «испытания». От групп рядовых слушателей «Живые силы» отличаются строгой иерархией, серьезными требованиями, предъявляемыми к их членам относительно участия в работе организации, дисциплины, личной жизни, а также наличием формы, внутренних символов, приветствия, ритуалов. В каждом национальном отделении НА существует собственный храм для «Живых сил», оборудованный по единому принципу. В этих храмах проводятся ежедневные (точнее, еженощные) «дежурства» и некоторые другие церемонии… Официальным приветствием, принятым внутри Живых Сил Нового Акрополя, является жест вытянутой вверх-вперед рукой с раскрытой ладонью, образующей с рукой единую линию. Он именуется «римским салютом» и может исполняться в различных вариантах.
Мы попросили Наталью Жданову прокомментировать эти слова. Наша просьба смутила руководителя «НА» в Воронеже, однако она опровергла показанную ей информацию.
Наталья Жданова:
Если я не ошибаюсь, этот сайт был создан по поддельным документам, а потом арестован. Конечно, моё отношение к нему негативное. У «Нового Акрополя» так же как и у любой другой организации, есть недоброжелатели. Мне кажется, что это писали люди, которые не слишком хорошо знакомы и с деятельностью «Нового Акрополя», и с учениями Елены Петровны Блаватской.
Что такое идея новой расы? Это же не расистское учение на котором основывались фашисты. Идея новой расы это одна из теорий, которая существовала в мифологии многих стран, в Америке, например. Можно к этому относиться как к мифам, а можно серьёзней. В контексте истории раса это не то, что мы подразумеваем под этим словом сейчас, Это, скажем так, новая цивилизация.
Большая часть информации в этом тексте неправда. Как таковой организации «Живые силы» нет» есть люди, которые составляют «ядро» школы, организуют её деятельность: пишут статьи в журналы, проводят экологические акции, походы в детские дома и приюты
Об этом можно узнать на нашем сайте.
Приветствие вытянутой рукой не является официальным. Оно было популярно ещё в Древнем Риме, и мы его изучаем на лекциях, когда говорим о древних культурах. Это приветствие используют лишь некоторые акропольцы по своему желанию.
Многие считают учение «Нового Акрополя» близким к теософии (по словарю, теософия религиозно-мистическое учение о единении человеческой души с божеством и о возможности непосредственного общения с потусторонним миром).
Антон, бывший член «НА» (Москва):
Где-то около полугода я «совмещал» в некоторые воскресенья ездил в Троице-Сергиеву Лавру, а в некоторые в «Акрополь» (ну и на лекции ходил каждую неделю). В течение этого времени я стал все сильнее чувствовать совершенную несовместимость христианства и той философии (теософии, скорее), что преподают в «НА» на лекциях. Когда на празднике, во время конкурса, я точно знаю, какого ответа от меня ждут, чтобы я «прошел тест», я также знаю, что этот ответ предает то, что я начал узнавать о христианстве. Так я промучился какое-то время, постоянно совершая эти маленькие предательства, а потом понял, что дальше так продолжаться просто не может надо выбрать что-то одно.
Выбор я совершил без всяких колебаний тогда, слава Богу, я уже почувствовал «вкус православия. В одно из воскресений я пришёл в «НА», позвал руководителя своего направления, с которым был в особенно близких отношениях. Мы сели с ним в кафе за столом, я ему сходу все сказал про несовместимость и свой выбор. Он воспринял все достаточно спокойно, не стал пытаться уговаривать или спорить, за что я ему очень благодарен. Повторюсь к нему лично, да и ко всем «акропольским» ребятам я испытывал и испытываю очень добрые и светлые чувства, уходить со скандалом мне было бы очень больно. А так получилось очень тихо я простился с ним, попросил передать от меня «прощайте» всем ребятам и ушел.
Некоторые источники (например, энциклопедия «Народы и религии мира» и сайт Центра св. Иринея Лионского) называют «НА» сектой.
Николай Солодов, студент Московской духовной семинарии:
«НА» нередко называют «деструктивной сектой». Он действительно является религиозной организацией, но не в большей степени, чем теософские общества. Обвинение в деструктивности явно лишено оснований, поскольку никаких очевидных проявлений насилия или нарушения гражданских свобод со стороны «НА» не известно. Разумеется, с христианской точки зрения, «Новый Акрополь» носит деструктивный характер, как организация, насаждающая ложное понимание духовной жизни. Однако с точки зрения современного правового сознания, деятельность «НА» вполне законна.
Священник Стефан Домусчи:
Можно обратить внимание на объявление, которое приглашает прослушать курс лекций «Великие учения Востока и Запада». Список тем охватывает как учения, живущие сейчас, так и давно ни кем не исповедуемые. Однако, при всей рекламируемой «широте охвата» он не включает в себя христианство. Этот факт, вызывающий удивление даже у несведущих в религиоведении людей, говорит о намеренном искажении лекторами «НА» истории мировой религии и философии. Даже очень плохое отношение к христианству при объективном подходе не позволяет вычеркнуть его из подобного курса, потому что в большинстве стран мира оно стало фундаментом культуры. Если организация начинает разговор о себе с обмана собеседника, я думаю, что ей не стоит доверять в дальнейшем.
Наталья Жданова:
Невозможно все вместить в курс. Христианство изучается отдельно на более поздних курсах именно в контексте религий. И потом рассматривается в контексте культуры России.
Алексей Чернеевский, магистр религиоведения СПбГУ, кандидат философских наук, доцент СПбГИЭУ:
По своей рекламе «акропольцы» похожи на секту, но они не более сектанты, чем, например, зрители Большого театра, боготворящие актера Кирилла Лаврова.
Научный подход
Чтобы уяснить, какие взаимоотношения у «Нового Акрополя» с философией, редакция «ЛГ» обратилась за комментариями к профессиональным философам.
Алексей Чернеевский:
Образование в «НА» не научное, но общефилософское, без претензий на какую-либо научную строгость. Традиционное научное университетское образование предполагает знание предметов, которые с необходимостью формируют мировоззрение современного человека. Такое образование должно быть систематичным, и только в строгой системе может привести к результату. В «НА» преподают «то, что интересно», а не то, что необходимо. Изучение «интересных, увлекательных» предметов полезно при наличии у человека определенной сформировавшейся картины мира. Но такова традиция «Акрополя» здесь ученики определяют, что им изучать. Несистематическое знание «обо всем понемногу» в лучшем случае не навредит. Например, знание философии Платона и Аристотеля расширяет кругозор, но не введенное в систему общего образования это знание равносильно ценности прочтения романов А. Дюма.
Преподаватели «Акрополя» (по опыту общения с ними в Санкт-Петербурге) сами не совсем отличают классический философский дискурс западной философии от восточной мудрости, например, смешивают Восток и Запад без оснований, обращаясь к своим личным интуициям и прозрениям, а не основываясь на каком-либо рациональном методе. Руководители «Акрополя» умалчивают о происхождении своих философских взглядов, отговариваясь общими фразами о том, что они учат любви к мудрости (философии). По набору предметов это, возможно, теософское направление в духе «Тайной Доктрины» Е. П. Блаватской.
Светлана Логачева, кандидат философских наук, доцент СОФ ВГУ:
В науке под классической философией понимается разрешение вопроса, связанного с поиском первоосновы бытия, первичной субстанции. Поэтому этим термином обозначают либо древнегреческую философию (Платон, Аристотель и др.), либо немецкую философию ХIX века (Кант, Гегель, Фейербах и др.). И у них, несмотря на пропасть во времени и большие различия, есть одно сходство: классическая философия обязательно рациональна, она базируется на формальной логике, как у греков, или диалектической как у немцев. Кант даже Бога рассматривал исключительно с точки зрения разума. Конечно, теософия те имеет никакого отношения к настоящей классической философии. Я бы сказала, что это псевдофилософия, потому что она базируется на эзотерике, а не на рациональном познании.
Роман Жолудь, кандидат филологических наук, член Гильдии религиозной журналистики:
«Новый Акрополь» по своей направленности и ориентации на теософию уже не философская, а религиозная школа. В принципе, это их право, однако настораживает, что его адепты не говорят о себе и свой организации всей правды о «Живых силах», ритуалах, прикрываются табличкой «классическая философия», которая меня самого сначала ввела в заблуждение. Если кто-то хочет что-то скрывать значит, у него на это есть весомые причины.
У теософки Елены Блаватской и ее многочисленных последователей, известных и рядовых, есть одна проблема. При всей начитанности и эрудированности теософы и эзотерики демонстрируют удивительно поверхностные знания. У той же Блаватской специалисты в трудах находят множество фактических ошибок. Поэтому мне увлечение эзотерикой представляется пагубным: люди приходят в эзотерические кружки в надежде получить знания, а на самом деле теряют там умение трезво мыслить и анализировать, отличать подлинные знания от фантазий.
Реплика от редакции:
Как-то запутанно получается. Одни говорят, что есть «Живые силы». Им отвечают: как таковой, организации нет. А что тогда есть? Ведь это словосочетание придумали не на сайте антиакропольцев оно встречается и в зарубежных публикациях.
Другие упрекают «НА» в невнимании к христианству. Им возражают: вместить все в один курс нельзя. Но неужели тибетские мистерии среди великих учений важнее, чем христианская философия? Да, может быть, «Новый Акрополь» пробудит у вас интерес к древним учениям и философиям. А когда интерес проснется мы все же склоняемся рекомендовать классическое образование в этой области. Проверено временем.
Над текстом работали: Роман Жолудь, Оксана Крамарева, Екатерина Шипилова
|