«Одну секундочку на это потребуется минуточка», предварил появление авторских костюмов создатель авангардного мультипликационного фильма «Дюбал Вахазар» Иван Горшков. «Коллекция, скажем так, небольшая», продолжал в том же духе художник: на сцене появились три «живые» брутальные скульптуры из бумаги, скотча и полиэтилена, олицетворявшие главных героев мультфильма амбивалентного тирана Дюбала Вахазара, его убийцу Марбидетту и внучку Свинтусю Макабреску.
«Дюбал Вахазар» мультфильм по мотивам одноименной драмы польского авангардиста Станислава Виткевича. В центре внимания отношения власти и личности, абсурд борьбы за власть и абсурд обладания ею. Речь идет не только о политической борьбе, но и о власти над собой, своими поступками, своими стремлениями. Авторы показывают, что обладание властью порой приводит к противоречивому столкновению в человеке интуиции и рассудка, гуманности и жестокости, нежности и беспощадности. И внутренняя борьба оказывается более тяжелой, чем сражение с внешними противниками. Обладая колоссальной силой и волей, главный герой мультфильма тоталитарный правитель и тиран Дюбал Вахазар приносит себя и всех своих подчиненных в жертву ему самому до конца неведомым утопиям. Кроме Ивана Горшкова над проектом работал композитор и звукорежиссер Константин Мошкин.
Иван Горшков, режиссер, автор сценария, художник:
Это не первый мой опыт работы в жанре анимации. Был мультфильм, кукольный. Называется «Деды Морозы». Дело в том, что мой отец взялся курировать одну из выставок воронежских художников, и там живой картинкой на мониторах должен был идти «зацикленный» мультик. Мы сняли его из советских кукол: игрушечных Дедов Морозов, пупсиков, пластмассовых солдатиков. Так вот, там был эпизод с солдатиками и самолетиками, который потом сочли политическим, намекающим на ситуацию в Чечне. Если честно, об этом даже не задумывался. Ну, и извивающиеся пупсики тоже не всем были понятны.
Автор признался, что в мультфильме для него был интереснее психологический подтекст, нежели сюжет, привязанный к политике. Он вспоминает слова своего героя: «Лишь дойдя до самого предела, я погружаюсь в магму тайн» и не считает тирана Вахазара полностью отрицательным персонажем. «Вахазар искренне говорит своему народу: «Я веду вас к счастью, о котором вы даже мечтать не можете!» Поэтому мной этот герой воспринимается как художник, художник, погруженный в «магму тайн», говорит Иван Горшков.
Проект родился из желания художника экспериментировать с новыми формами. Мультфильм получился аскетичным, но использование минимума средств было частью замысла.
Иван Горшков:
Долго искал сюжет для мультфильма. На драму Виткевича наткнулся случайно: книжка стояла у меня на полке. После ее прочтения я понял, это именно то, что мне надо. Кстати, когда сценарий был уже готов, книга куда-то странным образом пропала. Потом я пытался искать ее в магазинах, Интернете нигде нет. Как мне кажется, мультфильм о любви. Но жестокость и честность основные составляющие сюжета, поэтому я не стремился сделать картинку удобоваримой для зрителя, как в диснеевских мультиках. Напротив, я пытался осложнить восприятие, тем самым обострив его.
«Дюбал Вахазар» до своей премьеры уже принимал участие в фестивале современного искусства «Стой! Кто идет?», презентовался на «Арт-стрелке» в Москве и в воронежском чайном клубе «Золотая черепаха». В столице работа вызвала, по словам Ивана Горшкова, «смятение и множественные восторги». Предварительный показ в «Золотой Черепахе» прошел тоже удачно, хотя одна зрительница обвинила авторов в пропаганде жестокости.
Сейчас мультфильм готовится к участию в кинофестивале «Изолента» и фестивале анимационных фильмов «КРОК».
Иван Горшков:
Говоря об ожиданиях, хочется вспомнить слова главного героя моего мультфильма: «Если бы я знал, к чему я стремлюсь, я был бы обречен на провал». Я с удовольствием берусь за проект, если в нем есть тайна. Один мой знакомый сказал, что единственно честный ответ для художника на все «Почему?» «Да не знаю!» Большинство критиков и интерпретаторов выдумывают объяснения и замысел произведений. На самом деле все делается интуитивно. В этом и есть настоящий азарт, это и называется вдохновением. Человек сам почувствует встречу с музой, и ему не нужны никакие трактовки его творчества.