Информационно-новостной портал города Воронеж: основные события, афиша, справочная служба, адреса, телефоны... Бизнес, спорт, культура, кино, экономика, медицина и здоровье, наука.Информационный городской портал Воронежа. Статьи, публикации, мнения, последние новости столицы центрального-черноземного региона.
Войти на сайт
Имя:   Пароль: 
Регистрация  |  Забыли пароль?
  ПОИСК  
<< 2009 >>
<< ДЕКАБРЬ >>
пн вт ср чт пт сб вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Категории:


Статьи | Категория: Лучший Город | КУЛЬТобзор: культовые здания лучшего города Всего статей: 1123
КУЛЬТобзор: культовые здания лучшего города
Лучший Город
7 декабря 2009, 00:45

Количество религий, различающихся догматически и ритуально, подсчитать невозможно — много их. Но всем верующим — и приверженцам распространенных сегодня конфессий, и поклонникам бога-людоеда Баксбакуаланксве — необходимо место, где можно было бы осуществить таинство служения.



Построили церкви, и люди стали туда ходить, и там им говорили, что Бог существует и надо в него верить, иначе он не будет их защищать…

Митя Раковский, 8 лет, «Лучший Город», №1–2, 2006

Святилища древнейшие — нерукотворные


Еще до того, как начался строительный бум и строительство вообще, потребность в отправлении религиозных культов уже была. Из положения выходили просто: объявляли священной ближайшую рощу (пещеру, равнинку, холм) и там совершали таинства. В республике Марий Эл такая традиция сохранилась до сих пор. Тем же, кто не знает, как себя надо вести там, забредать на священные территории не рекомендуется — жители ближайших сел сурово преследуют нарушителей. Говорят, даже убить могут.


Святилища древние — рукотворные


В это трудно поверить, но первые культовые строения возвели не древние греки и даже не древние египтяне. Древнейшие на Земле храмы — мегалиты — скорее всего, построенные мальтийцами, находятся соответственно на Мальте. Старейший из них — храм Джгантия на острове Гозо датируется 4000–3600 годами до н. э. Египтяне же еще тысячу лет отдыхали, прежде чем приступили к постройке своих пирамид.
Мегалиты — сооружения из полуобработанных каменных глыб весом в несколько десятков тонн, достигающих 8 метров в высоту. Различают: дольмены (погребальные ящики, накрытые массивными плоскими плитами), менгиры (отдельно стоящие камни) и кромлехи (круговые ограды). Мальтийские храмы — это кромлехи. Стоунхендж, который больше на слуху, — тоже кромлех (подробнее см.: http://ariom.ru/wiki/Megality/print).
Конкуренцию мегалитам составляют постройки Тиауанако, что на севере Боливии, в районе озера Титикака, где находится храмовый комплекс Каласасайя с монолитными «Воротами Солнца». Артур Познански, главный исследователь Тиауанако, утверждал в начале ХХ века, что местные культовые постройки можно отнести к 15 000 г. до н. э. Однако позже ученые сошлись на 4050 г. до н. э., в чем до сих пор сомневаются.
Другой конкурент по древности — храмовый город на горе Нинчурт (Кольский полуостров) приблизительно датируется также 4000 г. до н. э. Некоторые исследователи полагают, что именно здесь находилось сердце мифической Гипербореи. И уж тут древние греки опять первые — этим словом они определяли всех северян: «гипербореи» — «те, кто живет за бореем — северным ветром». Из описаний античных ученых следовало, что гиперборейцам неизвестны раздор и болезни, а умирают они от скуки, пресытившись жизнью. Брокгауз и Эфрон в существование Гипербореи не очень верили. Однако некоторые ученые их в этом не поддерживают. Именно экспедициям таких «гиперборейцев», как А. Барченко (в 1922 г) и В. Демин (1997–1999 гг.) мировая общественность обязана знаниями о Святилище Северного Народа на горе Нинчурт.

В лучшем городе и его окрестностях

Следуя сюжету мировой истории, жители лучшего города тоже сначала исповедовали язычество, затем доминирующим постепенно стало православие. Занятые позиции оно сохраняет и до сих пор: согласно социологическому опросу института общественного мнения Qualitas, 80,6% воронежцев считают себя православными; 0,4% объявили о своей принадлежности к протестантизму; 0,3% — к мусульманству; 0,2% — к католичеству; 1% назвали другие, не указанные в опроснике, религии. По результатам опроса только 17,5% горожан не нуждаются в культовых заведениях, поскольку они атеисты. На конец 2003 года в Воронежской области было зарегистрировано 327 религиозных организаций 18 вероисповеданий. Но не все конфессии представлены в лучшем городе культовыми зданиями. Например, нет мечети.


Александр Зайцев

Александр Зайцев, консультант сектора подготовки материалов отдела по связям с общественностью управления общественных связей администрации области:
Для начала давайте отметим, что на протяжении всей истории существования Воронежа в нем никогда не было мечети. Это определялось, по всей видимости, отсутствием сколько-нибудь серьезной исламской общины в нашем городе. И сегодня верующих мусульман по нашим данным в Воронеже очень немного, значительная их часть — студенты-арабы. Для отправления религиозных обрядов им выделено помещение в общежитии, которое их вполне устраивает. Условий же для строительства мечети в Воронеже, на наш взгляд, нет. Есть примеры, когда в Центральной России строились мечети, а затем оказывалось, что их некому содержать, так как мусульманская община не имеет достаточных средств. Иностранцы могут дать денег на постройку, но дальше-то приходится обходиться самим. А при нашем климате здание требует регулярного серьезного ухода. На деньги из бюджета религиозная организация рассчитывать не может, так как это категорически запрещено действующим законодательством. Администрация области не имеет права произвольно расходовать бюджетные деньги даже на содержание памятников архитектуры федерального значения, которых всего восемь на территории области — той же Успенской церкви, например. Так что вопрос о строительстве мечети оценивается как несвоевременный.

Зато в лучшем городе есть многое другое. В частности:

Православная церковь


Православный храм всегда символически соответствует церковному вероучению. Он может быть построен в виде креста, и это означает, что Крест Христов — основа церкви и ковчег спасения для людей. Бывают круглые храмы, символизирующие вечность Церкви и Царства Небесного. Храмы в виде восьмиугольной звезды знаменуют собой Вифлеемскую звезду и Церковь как путеводную звезду к спасению в будущей жизни. Очень часто православные церкви строятся «наподобие корабля, продолговато устроенным, на восток обращенным, от обеих стран к востоку притворы имеющим» (согласно Постановлениям апостольским). Духовное же значение ковчега спасения сохраняется в любом случае, какой бы не была внешняя форма. Святая святых всякого храма — престол в центре алтаря, расположенного в восточной части церкви. На престоле помещается антиминс — четырехугольный льняной или шелковый плат с изображением положения Христа во гроб. В середину антиминса, ближе к его верхнему краю, в мешочке полагаются мощи, залитые воскомастихом (составляется из чистого воска, разных сортов ладана, розового масла и мелкой мраморной крошки). Мощи святых устанавливают связь земной Церкви и Небесной. Престол и весь алтарь символизируют Гроб Господень, и вместе с тем знаменует Рай Небесный и чертог Небесного Царя, имеющего власть воскрешать людей.

Большинство существующих сегодня в лучшем городе православных церквей были построены в XVII–XIX вв. деревянными, а затем на тех же местах были поставлены каменные. До революции 1917 года в Воронеже на 1000–1200 человек населения был один храм. Сейчас население составляет 890 000 человек, на которых приходится 42 действующие церкви, из них 30 крупных.
Один из старейших сохранившихся в лучшем городе храмов — Покровский кафедральный собор. Его строительство датируется началом XVII века, впервые он упоминается в 1615 году в Дозорной книге Григория Киреевского (дозорные книги — это нечто вроде реестра: что в городе есть и в каком оно состоянии). Деревянная церковь больше 100 лет простояла в Белой слободе (названной так оттого, что там проживали «белые», то есть освобожденные от налогов служивые люди). К тому времени храм обветшал до такой степени, что было принято решение разобрать его и поставить каменный. Решение частично воплотили в жизнь в 1736 году: строительство происходило не в один прием. Так, трехъярусная колокольня появилась 56 лет спустя, придел в честь Сретения Господня освящен в 1748 году, а боковой придел Знамения Божией Матери в трапезной был устроен в 1796-м. Храмовую часть освятили через 45 лет.
К 1904 году приход Покровского храма насчитывал около 1300 человек. Многим из них пришлось быть свидетелями того, как после революции, в начале 20-х годов, церковь превратили в конюшню. Правда, вскоре лошадей оттуда вывели и позволили продолжать службы — вплоть до 1932 года. Потом храм надолго отобрали у общины.
В храме был размещен Дом обороны. Некоторое время спустя туда переехал выделившийся из краеведческого Антирелигиозный музей. Модно было в то время в церквях устраиваться подобные музеи.
В 1943-м — после освобождения Воронежа — работала выставка трофейной техники. Затем вернувшиеся горожане приспособили помещение под жилье.
Богослужения в храме возобновились лишь в 1948 году — по настоятельным просьбам верующих и трудами митрополита Иосифа, скончавшегося спустя 13 лет и погребенного за алтарной частью Покровского собора. В тот же год храм стал кафедральным собором (кафедральный собор — тот, в котором размещается кафедра епископа; по большим праздникам он проводит торжественные богослужения и произносит проповеди).
В соборе хранится главная святыня Епархии — мощи святителя Митрофана Воронежского. Кроме нее:

  • частицы мощей святых двенадцати апостолов;
  • икона с частицей мощей святителя Николая Чудотворца;
  • икона с частицей мощей священномученика Власия, епископа Севастийского;
  • икона с частицей мощей преподобного Серафима Саровского;
  • частица мощей мученицы Натальи;
  • Иверская чудотворная икона Божией Матери.

Действует воскресная школа. Можно приводить детей 5–14 лет. Занятия проводятся в трех возрастных группах и начинаются после воскресного богослужения. Параллельно проводятся беседы и с родителями.
Кроме того, при соборе существует Братство святителя Митрофана — собираются прихожане, желающие прояснить для себя какие-то вопросы, и священники проводят с ними беседы. Как правило, собрания проходят по средам, после богослужения.


Отец Сергий

Отец Сергий, ключарь Покровского собора:
Храм — это то место, где присутствует Благодать Духа Святаго, где совершается общественная молитва и Евхаристия — таинство пресуществления вина и хлеба в Тело и Кровь Христову. Совершается это таинство для того, чтобы люди могли физически соединиться со Христом, с Богом. И через это таинство, если человек подготовился, Господь пребывает с ним.
Внутри храм символизирует собой буквально Царствие Небесное. И люди, приходя сюда с верой и надеждой, обращаются к Богу — через таинства, через обряды, через молитвы.


Римско-Католическая церковь


В лучшем городе есть один только молитвенный дом прихода Пресвятой Девы Марии Заступницы. Он размещается в двухэтажном особняке, приобретенном католической общиной в 2003 году. Однако это не первая католическая церковь в Воронеже.
Еще в 1961 году на Кольцовской улице стояло красивое здание в неоготическом стиле из красного кирпича — католический храм, построенный в 1893-м. Правда, службы там прекратились еще в 30-е гг. — после казни священника А. Трачинского и председателя общины Г. Бычковского. В сороковые здание было передано в аренду баптистам, а к началу 60-х власти с озабоченностью заметили значительное увеличение числа прихожан и решили снести «рассадник теизма». Что и было сделано весной 1962-го.
В начале 90-х воронежские католики стали пытаться получить в городе участок земли под строительство храма — но безрезультатно. В конце концов, из положения вышли, приобретя готовое здание.


Николай Смирнов

Николай Смирнов, прихожанин:
Архитектурная символика у католического храма, безусловно, существует. Самые распространенные стили — романский и готический. Романский более ранний и символизирует духовную крепость, а готический со своим светлым пространством символизирует устремленность души человека к Вышнему. Наша часовня, разумеется, не имеет никакой такой символики — это все-таки был обычный коттедж… В процессе реконструкции были произведены кое-какие изменения: исключен камин, например, добавлен алтарь. Алтарь — знак Христа, место принесения Его в жертву. В больших храмах под алтарем (как правило, каменным, основательным) присутствуют определенные священные реликвии, однако таинство Евхаристии совершается и на обычных алтарях, таких, как наш — деревянных, переносных. Такие алтари могут использоваться для богослужений на природе. Когда-то воронежские католики проводили мессу в одном из парков. Это стало возможно после Второго Ватиканского собора (1962–1965). За 2000 лет своего существования литургия изменилась: что-то прибавилось, что-то перестало восприниматься в первоначальном смысле и было реконструировано. Наличие алтаря, кстати, и отличает храм или часовню от молельного дома. Молельный дом — это обычное помещение, где собираются верующие, это может быть у кого-нибудь на квартире, например.

Методистская церковь


Методистская церковь выделилась из англиканской в первой половине XVIII века. Инициаторы движения, братья Джон и Чарльз Уэсли, учили относиться ко всем и каждому с милосердием и справедливостью, проповедовали жизнь в молитве и поклонении, убеждали в необходимости думать самому и не мешать думать другим и утверждали, что «каждый верующий — священник».
В России методисты появились в конце XIX века, а первая методистская церковь открылась в Петербурге в 1889 году. В Воронеже последователи этого движения обрелись в начале 90-х. На сегодняшний день в лучшем городе три методистские церкви, которые посещают примерно двести прихожан.


Ирина Митина

Ирина Митина, пастор Объединенной Методистской Церкви «Воскресение»:
Методисты совершенно не привязаны к помещению, богослужения могут проводиться, где угодно. Мы начинали наши собрания в кафе «Гармония», арендовали его по воскресным утрам. Бывало, люди своеобразно реагировали, когда им говорили: «Приходите к нам в церковь», они спрашивали, где она, и получали ответ — в кафе «Гармония»… Затем мы собирались в ДК Коминтерна. Там тогда, кстати, арендовали зал и баптисты, и адвентисты, и Свидетели Иеговы…
Соответственно, архитектурного символизма в зданиях наших церквей не заложено. Хотя церковь литургическая, то есть во время богослужения соблюдается определенный порядок. Однако пастор в каждой церкви может отступать от него, если может обосновать отступление. Есть литургические цвета покрывал на алтарь. Например, фиолетовый — цвет поста, белый — на Рождество и Пасху, на Пятидесятницу — красный… Главное же в методистской церкви — это вера и люди, уважение к ним, любовь, забота.


Синагога


Первые синагоги появились примерно 2,5 тысячи лет назад, когда вавилоняне захватили Иерусалим и изгнали оттуда евреев. Сначала изгнанники собирались в домах друг у друга для молитв и изучения Торы. Затем для этой цели стали строить специальные здания. В основу конструкции положили принцип устройства Скинии Завета — «передвижного» храма, который евреи собирали во время стоянок в пустыне. Это было огороженное прямоугольное пространство, и современные синагоги также имеют форму прямоугольника и обращены фасадом к Израилю. У входа, как и тысячи лет назад, — умывальник, чтобы омыть перед молитвой руки (в древности еще и ноги мыли). Мужчины и женщины в синагоге молятся отдельно. Святая святых синагоги — свитки Торы, хранящиеся в большом шкафу, покрытом занавесом. Этот шкаф располагается в той части, которая соответствует месту расположения святилища в Храме (имеется в виду Первый храм Израиля, в святилище которого хранился золотой ящик со скрижалями).
В лучшем городе первый молитвенный дом появился в 1895 году, почти через 60 лет после появления в Воронеже первых евреев (по установленной в 1769 году черте оседлости и до начала XIX века им не разрешалось селиться здесь). Первый молитвенный дом располагался в доме купца Сычева там, где нынче площадь Ленина. Евреям он не очень нравился: тесный, некрасивый, да еще и кабаки кругом… Но официальное разрешение на строительство синагоги было получено только в 1901-м — после поездки раввина в Петербург.
На строительство синагоги по проекту Станислава Мысловского было потрачено 65 тысяч рублей. На внутреннее убранство не поскупились: люстра оценивалась в 700 рублей, скамьи в 2,5 тысяч, алтарь — в тысячу.
О богатстве синагоги вспомнили в 1920-х годах — именно тогда было изъято внушительное количество серебряных предметов весом 20 фунтов 14 лотов и ползолотника. А затем начались попытки закрыть синагогу. Сначала в 1929 году, когда в местной партийной газете появилась заметка под названием «Еврейскую синагогу — под клуб»; потом в 1933-м, когда облисполком принял решение отобрать помещение под «культурно-просветительское учреждение» (однако в «центре» не утвердили). Попытки закрытия синагоги увенчались успехом в 1939-м, тогда здание было передано тресту Облтекстиля и переоборудовано им под базу. В войну здание, как водится, пострадало, но к осени 1944-го первый этаж уже восстановили, и до середины 90-х годов здесь располагалось предприятие оптовой торговли «Ростекстильторга». Однако были случаи, когда верующие несанкционированно проникали в здание по субботам и устраивали миньян (богослужение, совершаемое десятью взрослыми мужчинами).
Синагога была возвращена еврейской общине в 1997 году. Сегодня при ней действует Благотворительный центр «Хесед Нехама», Воскресная школа, Молодежный клуб, работает танцевальная студия и различные клубы по интересам.

Александр Зайцев, консультант сектора подготовки материалов отдела по связям с общественностью управления общественных связей администрации области:
Регистрируется любая религиозная организация, если она действительно религиозная, и ее представители принесут правильно оформленные документы (основы вероучения, устав и некоторые другие). Если она относится к Церкви, зарегистрированной на федеральном уровне, то и вопросов нет. Если не относится, то действующее законодательство устанавливает такой порядок: община заявляет о своем существовании на данной территории и 15 лет работает без образования юридического лица. Для того чтобы определить, действительно ли данная община является религиозной организацией, необходимо провести религиоведческую экспертизу. Пока такой экспертный Совет, в компетенции которого и находится определение того, что является религиозной организацией, а что нет, существует только в Москве. Но ведется работа, чтобы создать подобную организацию и в Воронежской области.
Количество религиозных организаций резко возросло в 90-е. Последние 3–4 года положение стабильное: регистрируется одна-две новые организации в год, и столько же лишаются регистрации. Причем тут надо иметь в виду, что религиозная организация — это каждый приход. Как показывает опыт, лишение общины регистрации не имеет отношения к ее религиозной деятельности — причины исключительно формальны. Это либо самоликвидация, либо нарушение действующего законодательства. Так, примерно два года назад лишили регистрации мусульманскую общину — по самой прозаической причине: в региональное подразделение Минюста от организации систематически не предоставлялись сведения, подтверждающие, что она продолжает существовать. В течение года сотрудники регистрационной службы пытались эти сведения получить, а затем вынуждены были обратиться в суд, и в соответствии с действующим законодательством, регистрация была аннулирована. Впрочем, она в любой момент может быть восстановлена, если руководители организации принесут необходимые документы.

Реплика от редакции:

Есть в Воронеже и лютеране, и баптисты, и кришнаиты, и даже года полтора назад чуть было не появилась религиозная организация «Русский космический ведизм» (регистрационный комитет вернул им документы на доработку, и тут они пропали куда-то)… Словом, круг религиозных интересов жителей лучшего города чрезвычайно широк. И, по большому счету, неважно, каким путем человек идет к Богу. Главное, что он сам идет и другим не мешает.

Комментариев: 0

© 2005–2024 «Лучший Город». Все права защищены.
Контакты  |  Реклама на порталах

Лента новостей RSS

При частичном использовании материалов портала
гиперссылка (hyperlink) на «Лучший Город — Воронеж» обязательна.
Полное использование материалов возможно только
с разрешения редакции.

Интернет-портал Лучший Город (Best City)
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 79138 от 22.09.2020
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель — ООО «ВСС»
Главный редактор — Куранов Ю.Г.
E-mail: sales@best-city.ru
Телефон: +7 (903) 798-68-89

Поиск по сайту
 
Расширенный поиск  |  Карта сайта