Юрий Плеска, охранник
У меня на работе со сном очень тяжело. Все, конечно, зависит от того, что за объект ты охраняешь. Если какой-нибудь склад или офис, который ночью не работает, — просто закрываешься изнутри, делаешь себе из подручной мебели импровизированную кровать — и спать. А если в каком-то круглосуточном магазине дежуришь — забудь про сон. Я, например, в аптеке ночной некоторое время дежурил, так про сон даже и вспоминать не приходилось: все эти наркоманы, алкоголики — обычные ночные клиенты — просто выводили из себя.
Конечно, через некоторое время адаптируешься к такой жизни. Когда я работал только первую свою неделю, все было отлично — спать особо не хотелось, своими делами занимался, не уставал даже. А потом, недельки через две, уже со свинцовыми ногами и полузакрытыми глазами по городу ходил, туман какой-то в голове стоял. Правда, через некоторое время мне уже достаточно было поспать часа два, и я уже был бодр и доволен собой.
И все эти ночные бодрствования вышли мне потом боком. Когда я на некоторое время перестал работать, дома всю ночь спать не мог, слонялся по квартире, занятия толкового себе придумать не мог. Только через некоторое время все вернулось в нормальный человеческий ритм.
Александр Маковецкий, пятикурсник военного института радиоэлектроники
В моем институте вся жизнь подчинена одному порядку, очень тяжело к нему приспосабливаться, особенно поначалу, только из дома — и сразу в казарму с подъемами и отбоями. Но, несмотря на то, что мы засыпали в половине одиннадцатого, почти сразу после отбоя, все равно просыпаться было тяжело. Тут принцип действовал: чем больше спишь — тем больше хочется.
Приходится приспосабливаться к этим условиям. К середине второго курса я уже научился дремать в любом положении — если организму хочется спать, то он в любой ситуации уснет. Скоро привыкаешь к таким вещам, благо нас никакими стимуляторами не пичкают: начальник училища человек верующий, всеми силами ратующий за здоровый образ жизни.
Сны мне не снятся, так что сон для меня — это лишь способ хорошо отдохнуть. По-моему, сны — это просто прокрутка чего-то незавершенного в голове, планов и так далее, мозг не отдыхает, а наоборот напрягается еще больше, чем днем.
Никита Васильев, инженер, специалист по установке высокотехнологичного оборудования
У меня профессия требует больших интеллектуальных усилий, и я часто бываю в дороге, так что хороший сон для отдыха мне просто необходим. Ну, если со вторым обстоятельством у меня все отлично, — я с детства в машинах кататься люблю, то с первым не всегда. Чаще всего работодатели обеспечивают нам нормальную гостиницу и сто грамм алкоголя для хорошего сна — им нужны работоспособные люди, но все же тяжеловато приходится, поэтому я часто сплю урывками.
Владимир Малахов, генеральный директор АК «Воронежавиа»
У меня слишком много забот, так что я и не мечтаю о хорошем продолжительном сне. Представьте только, 10 лет аэровокзал растаскивали, разворовывали, самолеты даже крали. А теперь все это надо восстанавливать, отстраивать, так что все мысли о работе, которая мне чаще всего и снится. Причем некоторые сны уже становятся реальностью: мы построили отличный бизнес-центр, улучшили охрану пассажиров. Но все-таки аэропорт — это такое место, где всегда надо что-то делать, что-то улучшать, поэтому все мысли и сны прикованы к нему. Домашним моим такое положение вещей не нравится: я в семь часов утра уже на работе, а домой попадаю только ближе к одиннадцати вечера. Но без понимания со стороны родных, не знаю, что бы я делал.
На работе я тоже спать спокойно никому не даю, у меня жесткие требования, как к себе, так и к подчиненным. Так что все мысли и мечты у меня о родном аэропорте и его процветании.
Существуют различные точки зрения на то, сколько и как должен спать человек. Например, суфисты (последователи мистического ответвления ислама) утверждают, что для 40-летнего человека спать дольше 5 часов вредно. А отсутствие сновидений — признак глубоких личностных проблем. Физиологи тоже не против снов. Но среди них существует мнение, что если человек свой сон помнит, значит, спал он неправильно (с чем суфисты ни за что не согласятся). И многие доктора сходятся в одном: хроническое недосыпание — страшный враг человечества.
Анатолий Васильевич Сергиенко, доцент кафедры нормальной физиологии ВГМА
Жизнь современного человека наполнена стрессами из-за увеличившегося объема информации, которую он должен проанализировать, из-за повышенной ответственности за принятые им решения и еще из-за целого ряда причин. Естественно, стрессы и их последствия негативным образом влияют на качество сна. Все герои этого материала как раз иллюстрируют мои слова: у них налицо постоянные нарушения нормального биоритма, и следовательн частые стрессы.
Природа создала человека бодрствующим днем, а спящим ночью. Поэтому нарушение такого цикла жизни никогда не проходит бесследно ни для одного человека. Особенно это касается людей моложе 20 лет, для их еще не устоявшихся организмов это особенно вредно. У первого героя именно такая ситуация — ночью работает, днем работает, почти не спит — как результат, долго продержаться он не смог.
Третий герой использует алкоголь как расслабляющее средство. Должен заметить, что алкоголь как раз нарушает нормальное течение сна. К сожалению, за всю свою историю человечество не придумало лучше средства от стресса и депрессии, чем спирт, но злоупотреблять им нельзя.
Вообще сон и отклонения от нормального сна — это большая проблема сегодняшней медицины. Каждые 20 лет объемы потребления различных снотворных вырастают в 3-4 раза. Я, как и многие мои коллеги, убежден, что медикаментозный способ управления сном — мягко говоря, не идеальное решение проблемы. Я думаю, что ее нужно решать не с помощью пилюль, а путем рациональной физиологии, за счет оздоровления образа жизни.
Между прочим, есть в лучшем городе люди, которые выполняют медицинские рекомендации.
Мария Зотчева, директор регионального Воронежского отборочного тура на конкурс «Мисс мира»
Я очень щепетильно отношусь к своему сну — всегда стараюсь засыпать в одно и то же время и в хороших условиях. Я хотя и сова по натуре, но старюсь засыпать не позже двенадцати. Работа, кстати, этому не мешает, а даже наоборот, помогает — прихожу домой уставшая, и мне так приятно лечь в удобную кровать. Я вообще не очень люблю спать, даже когда просплю на час дольше обычного, не очень хорошо себя чувствую, но недосыпать мне тоже не нравится. В последнее время приходится часто летать в командировки, поэтому появляются некоторые проблемы со сном. Я люблю спать, во-первых, с открытым окном, чтобы был доступ свежего воздуха, и, во-вторых, в постели, удобной для меня. Еще я всегда на ночь включаю лавандовый ароматизатор, с ним засыпается просто отлично! Вот в самолете я заснула только один раз, да и то после сильного стресса. Я вообще удивляюсь, как можно спать в этих креслицах, в которых даже сидеть не очень-то удобно.
А снятся мне чаще всего какие-то очень близкие, одушевленные вещи — животные, люди… Что-то душевное в общем.
Пять золотых правил, чтобы правильно спать:
И не экономьте на сне! Тот, кто умеет вовремя и хорошо отдохнуть, сумеет много и талантливо поработать в часы бодрствования.